Менее недели остается до наступления дедлайна по возврату импортных самолетов иностранным лизингодателям, который назначен на 28 марта. Судя по риторике министра транспорта Виталия Савельева, Россия пытается оставить технику у себя, но решения, которое позволит избежать еще более жестких санкций, пока нет.
22 марта Виталий Савельев впервые огласил цифры потерь гражданской авиации. Из 1367 самолетов, эксплуатируемых в РФ, за границей задержаны 78. Сейчас перевозчики заняты тем, что срочно переводят лайнеры в российский регистр – там уже 800 машин. Это позволяет продолжить полеты внутри РФ, но не за границу, где лизингодатели и могут попытаться вернуть себе самолеты. По словам Савельева, Россия ищет легальные пути выхода из ситуации, но безуспешно: «Там есть запрет и требование возврата, они не хотят вступать в переговоры по компенсации им оплаты и выкупа у них судов», – сказал министр.
Если к дедлайну вопрос не решится, могут последовать новые санкции. Например, за границей могут арестовать «Суперджеты» российских авиакомпаний, если они не вернут самолеты иностранным владельцам. Как сообщает «Коммерсантъ», некоторые российские частные авиакомпании готовятся к такому сценарию и хотят вернуть иностранные самолеты. В частности, по данным источников издания, владелец Red Wings, концерн Ростех, планирует отдать все восемь имеющихся Airbus, чтобы защитить свои «Суперджеты» от рисков ареста за границей (перевозчик выполняет на них рейсы в Турцию и ряд других стран).
Впрочем, в Red Wings TourDom.ru сообщили, что вывод Airbus из парка – плановый. «Обновленная стратегия Red Wings, принятая акционерами авиакомпании в октябре 2021 года, предполагает постепенный отказ от среднемагистральных судов иностранного производства и переход к эксплуатации российских лайнеров SSJ100 и МС-21. Выполняя эту стратегию, Red Wings с осени 2021 года по январь 2022 года сократила свой парк Airbus 320/321 практически вдвое – с 15 до 8 лайнеров. Вывод из эксплуатации и возврат лизингодателям остальных Airbus планировался в 2022–2023 гг. Решение относительно воздушных судов, упомянутых в статье "Коммерсанта" от 22.03.2022, будет приниматься Правительством РФ в соответствии с нормативными документами. Органы управления Red Wings решений о дальнейшей судьбе этих лайнеров не принимали», – сообщил представитель перевозчика.
Однако эксперты подтверждают, что на возврат самолетов готова была пойти еще как минимум одна авиакомпания, но получила запрет со стороны правительства.
Арест «Суперджетов» – не единственная проблема, с которой перевозчики могут столкнуться в самое ближайшее время. Вслед за Минпромторгом США, который уже запретил заправку и любое обслуживание 99 «Боингов», используемых в России, аналогичное решение аналитики прогнозируют и со стороны ЕС в отношении самолетов Airbus.
Это означает, что риски возникнут не только у зарубежных хендлинговых фирм, обслуживающих самолеты российских авиакомпаний, но и у аэропортов внутри России, которые продолжат заправлять «санкционные» боинги и аэробусы. «Под санкции попадут все. Придется менять владельцев и директоров на тех, кто согласен жить и работать в таких условиях», – говорит один из наблюдателей.
Кроме того, даже если самолеты удастся сохранить, непонятно, как решать проблему с поставками запчастей. Какие-то запасы есть, но они не безграничны – рано или поздно иномарки придется выводить из эксплуатации.
Теоретически спасти положение можно, если разрешить иностранным авиакомпаниям (если они, конечно, согласятся. – Ред.) летать не только в Россию и из нее, но и выполнять рейсы между городами на территории страны. Однако такой вариант даже не рассматривается: «Можно давать им (иностранным авиакомпаниям) рейсы и увеличивать слоты сюда и отсюда, но внутрь России пускать их нельзя. Я категорически против, потому что авиации не будет российской, они нас просто положат, надо самим выкарабкиваться», – приводит ТАСС слова министра Савельева.
От решений, принимаемых в правительстве, конечно же, зависит не только авиация, но и турбизнес. Очевидно, что если не удастся сохранить хотя бы часть рынка выездного туризма в виде собственных рейсов в Турцию и Египет, у туроператоров не останется ресурсов для выполнения обязательств и возврата денег за несостоявшиеся туры.