Перед Крымским полуостровом открылась перспектива получить солидные финансовые вливания, в том числе и на развитие туризма. Причем как от российских властей, так и от иностранного бизнеса.
15 июня председатель правительства РФ Дмитрий Медведев утвердил новую редакцию Федеральной целевой программы развития Крыма до 2020 г. Объем финансирования увеличен на 30 млрд руб. — до 708 млрд. Какая часть этой суммы пойдет на развитие туристической отрасли, не уточняется. В тот же день глава Крыма Сергей Аксенов сообщил в интервью одному из изданий о готовности частного турецкого бизнеса инвестировать до 12 млрд долларов — в здравоохранение, энергетику, строительство и, опять же, в туризм. А президент турецкой внешнеторговой ассоциации Ильтер Сарысгой, в начале месяца подписавший с крымскими властями меморандум о сотрудничестве, пообещал скорый приезд в Ялту «представителей лучших турецких курортов» для изучения возможностей для вложений.
Оценивая наиболее насущные потребности туристической отрасли полуострова, туроператоры, работающие с Крымом, на первое место ставят инфраструктуру. Объектам размещения зачастую не хватает самого элементарного: хороших подъездных дорог, надежного электро- и водоснабжения. По самым скромным оценкам, в модернизации нуждаются порядка сотни здравниц. «При этом часть из них принадлежат различным ведомствам и вряд ли могут быть прямыми получателями инвестиций», — говорит гендиректор «Дельфина» Сергей Ромашкин.
Другая задача — строительство крупных, от 600 номеров, гостиничных комплексов категории 4-5*. По мнению руководителя «Мультитура» Алексея Высоканова, в Крыму пока ощущается явный дефицит качественных объектов средней и высокой ценовой категории. Если таких отелей будет больше, то появится реальная конкуренция, и тарифы на проживание в них станут более адекватными.
При этом некоторые эксперты призывают не повторять ошибок строительства для сочинской Олимпиады. В пример приводят Имеретинскую бухту, где общий номерной фонд вновь возведенных отелей заметно превышает потребности, и есть сложности с загрузкой. «Потенциал спроса по каждому курорту надо изучать и оценивать отдельно», — считают наблюдатели.