Более половины из 300 респондентов, принявших к 11 июля участие в опросе HotLine.travel, не видят необходимости вводить финансовые гарантии деятельности турагентств, чтобы обезопасить туристов. Такое мнение сложилось у 53 % пользователей после прочтения истории директора турфирмы «Лови волну» Екатерины Петряевой, скрывшейся с деньгами клиентов. Они обращают внимание на то, что в законе и так предусмотрена ответственность за мошенничество, так что вопросы здесь могут быть только к тому, как сотрудники полиции справляются со своими обязанностями.
Наблюдатели полагают, что результаты голосования – вполне предсказуемы. Среди читателей онлайн-журнала HotLine.travel – большое количество профессионалов из турсферы. И, видя ситуацию изнутри, они, разумеется, не стремятся отвечать собственными деньгами за недобросовестных коллег. Тем более что дополнительная финансовая нагрузка может привести к уходу с рынка значительного количества турфирм – как раз тех, в чьей порядочности сомнений нет.
Однако часть голосов принадлежала тем самым туристам, о безопасности которых идет речь в статье, – 15 % набрал вариант банковского депозита или членства в СРО с отчислениями в обязательный фонд. Еще 7 % предлагают повысить личную финансовую ответственность руководителей турагентств. А 25 % предлагают переложить ее на туроператоров: по их мнению, поставщикам туруслуг следует внимательнее выбирать розничных партнеров и обеспечивать исключительно безналичные платежи за тур.
Участники туристического рынка добавляют: проблема – в отсутствии контролирующих сферу туризма органов с должностными полномочиями. «Правоохранители могут только разбираться в последствиях – к сожалению, у нас нет инстанции, предупреждающей подобные истории. Ни Роспотребнадзор, ни Ростуризм не имеют полномочий и ресурса на это, а создавать еще одну структуру и подразделение, на мой взгляд, неэффективно. Прозрачность в работе между турагентом и туроператором для туриста была бы лучшим подспорьем», – говорит Александр Мезенев («Дрим Тур»).