Tourdom.ru: новости, форум, тренинги, вебинары, работа в туризме

Убытки авиакомпаний растут: они достигли 10 млрд рублей в 2016 году

А по сниженной ставке НДС работать осталось всего полгода

06.06.2017, 13:55

Российские авиакомпании остаются нерентабельными, несмотря на господдержку. В 2016 году по сравнению с 2015-м их убытки выросли на 17,6 %, до 10 млрд рублей. Об этом сообщил «Коммерсант» 6 июня.

По словам президента Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) Владимира Тасуна, в 2016 году общий убыток перевозчиков составил около 10 млрд рублей. Полученная операционная прибыль на зарубежных направлениях (23 млрд рублей) не смогла перекрыть потери на внутренних (33 млрд рублей). При этом перевозки в 2016 году на российских линиях выросли на 7,3 %, а на международных упали на 18,6 %. Выручка перевозчиков за год составила около 1 трлн рублей.

По словам Тасуна, основные затраты по-прежнему приходятся на лизинг воздушных судов, он подорожал на 19,4 %, почти до 300 млрд рублей. Стоимость аэропортового обслуживания выросла более чем на 20 млрд рублей, а аэронавигационных услуг — на 2 млрд рублей. Не помог избежать убытков сниженный НДС, действовавший в 2016 году для внутренних перевозок, сокративший налоговое бремя на 40 млрд рублей. Не спасло и наращивание пассажиропотока – за январь – апрель 2017-го он увеличился на 20,8 %, до 27,1 млн человек. По мнению одного из авиационных экспертов, ситуацию осложняет то, что в 2018 году истекает срок сниженной ставки НДС до 10 % на внутренних линиях.  «Процент занятых кресел повышается. Авиакомпании пытаются корректировать расписание так, чтобы снизить убытки. Другой вопрос – повышение НДС», – сказал он. По словам собеседника, отмена льготы поставит перевозчиков в уязвимое положение по сравнению с РЖД, поскольку там НДС снижен до нуля: разница в налоговых ставках между железной дорогой и авиацией может достичь 18 % от стоимости билета.

Однако основная проблема в том, что перевозчики пытаются удержать клиента низкими ценами, перегревая рынок минимальными тарифами, – считает Владимир Тасун. Причем, по данным Транспортной клиринговой палаты (ТКП), средняя стоимость перевозки продолжает снижаться в среднем на 3–5 % в год: если в начале 2016 года она составляла 5,7 тысячи рублей, то в начале 2017 года — 5,4 тысячи рублей.

В группе S7 объяснили убытки падением тарифов на фоне переизбытка провозных емкостей – за год в Россию было завезено более 100 новых самолетов.

Как рассказали порталу TourDom.ru в одной из билетных компаний, дальнейшего снижения тарифов можно не ждать – летом спрос традиционно выше, а следующей зимой он выровняется. Не стоит ожидать и повторения ситуации «Трансаэро», когда авиакомпании работают в минус. «У «Трансаэро» были многолетние накопленные задолженности, сейчас нет на рынке авиакомпаний, которые оказались в такой же ситуации», – отметил эксперт.

Обсудить новость

Ещё по теме