На форуме профессионального портала TourDom.ru и в соцсетях стали появляться сообщения от турагентств, недовольных резким ростом количества туров, предлагающихся по промотарифам. Снижая цены для привлечения туристов, операторы уменьшают и комиссию агентствам. Вместо привычных 10–12 % они получают 5–7 %.
Представителей розничного звена волнуют масштабы проблемы. Так, Анжела Галкина, директор турагентства «Меридиан-Тур», отмечает, что у некоторых операторов уже порядка 80 % турпродукта реализуются по промотарифам. «Из-за этого падает прибыль турагентств и зарплаты отдельных менеджеров снижаются практически в два раза. Естественно, они уходят из бизнеса», – говорит она.
Некоторые усмотрели здесь «картельный сговор» туроператоров, готовящих агентства к тому, что в дальнейшем комиссия будет снижена по всем продуктам. «Происходит тестирование возможности изменить размеры агентского вознаграждения до самых минимальных величин. И это на фоне беспардонной раздачи скидок напрямую туристам. Если мы смиримся с 5–7 % комиссии, кто запретит устанавливать тем же ТО цены «суперпромо» с комиссией вообще 2–3 %?» – пишет пользователь под ником Семёнов.
Директор по продажам НТК «Интурист» Сергей Толчин возражает: никакого заговора здесь нет. «В частности, раннее бронирование большинства туров «Интурист» предлагает с фиксированной комиссией в 10 %. Есть, конечно, отдельные предложения с 5 и 8 % агентского вознаграждения, но они бывают редко и специально не продвигаются», – говорит он. По мнению эксперта, туроператоры действительно стали чаще предлагать промотарифы, но это всё же не носит массового характера и объясняется снижением маржинальности продукта в целом на рынке.
Опрошенные корреспондентом TourDom.ru операторы также обращают внимание на то, что прибыль падает не только у турагентств. Если раньше прибыль туроператоров с продажи туров была в пределах 20 % от стоимости – и половину они могли себе позволить отдать турагентству, то сейчас эта цифра сократилась фактически вдвое. В первую очередь это связано с закрытием массовых Турции и Египта, снижением доходов населения, а вслед за ним – и спроса. Для стимуляции покупательской активности за счёт снижения общей цены на тур прибыль компаний зачастую не превышает 10 % от его стоимости. Таким образом, говорят эксперты, оставить такой процент для агентств – значит, работать в убыток.