Тема переманивания клиентов маркетплейсами и экосистемами банков продолжает триггерить турагентов. В редакцию поступило письмо с заголовком «О нарушении ценовой политики и недобросовестной конкуренции», где от имени «Ассоциации турагентств Западной Сибири» главу комитета по туризму Госдумы Сангаджи Тарбаева просят вмешаться и принять законы, защищающие права турагентов.
При этом объединение с таким названием официально не зарегистрировано. Как объяснил нам автор, пожелавший сохранить анонимность, обратиться к Тарбаеву от имени несуществующей организации он решился, так как с ним солидарны еще несколько десятков турагентств с более чем 20-летним опытом.
В письме эмоционально описаны условия, в которых приходится работать рознице: «в погоне за прибылью туроператоры занялись снижением комиссионного вознаграждения». Если раньше оно составляло 14–16%, то в последние годы упало до 9% по обычному тарифу и до 5% – по «придуманному ими промопрайсу».
«Туристическому рынку был нанесен еще один ощутимый удар с приходом в бизнес инфоцыган в виде банков, маркетплейсов, которые, не являясь специалистами в этой области, рушат все выстроенные связи в погоне за сиюминутной прибылью», – пишет автор. Более того, в последнее время «непорядочные туроператоры» стали предлагать на таких площадках туры со скидкой в размере агентской комиссии, что противоречит их собственной ценовой политике.
Как объяснил автор, обратиться к главе комитета по туризму Госдумы его побудил реальный случай – постоянный клиент увидел, что в приложении Альфа-Банка предлагается тур со значительной скидкой, к которой сверху добавлены еще 10 тыс. руб. кешбэка, и в итоге «купил там». Как выяснил корреспондент Турдома в процессе разговора, на самом деле тур по низкой цене продал, конечно же, не сам банк, а один из его партнеров, компания Travelata, которая в данном случае сработала как турагент. Тем не менее автор уверен: именно туроператоры провоцируют демпинг в рознице, так как не следят за ценами.
В письме автор предлагает решения: запретить туроператорам продавать туры конечным клиентам, обязать их ограничить круг партнеров, которым они доверяют продажи, «убрать случайных людей» из туризма путем сертификации, провести проверку соблюдения ценовой политики, а также «принять меры по исключению демпинга со стороны структур, не являющихся классическими турагентами» и обеспечить равные условия для всех партнеров.
Все эти пункты очень популярны в среде турагентств, но вряд ли выполнимы. Отчасти из-за того, что по сути предлагается ограничить конкуренцию, отчасти – из-за отсутствия контроля даже за исполнением уже принятых норм вроде наличия записи в реестре для турагентств и фингарантий у туроператоров.
Тем не менее сам факт появления письма показывает: сложившаяся ситуация не устраивает многих турагентов, и самые неравнодушные пытаются ее изменить.
Проблемы, которые описывает автор, очень волнуют розницу, и если их не решать, могут обернуться проблемами и для туристов. Сильная конкуренция со стороны банков, у которых есть ресурсы «покупать» клиентов кешбэком, подрывает мотивацию у профессионалов туризма – им становится все менее интересно заниматься продажами и оказывать поддержку туристам.
«Когда возникает овербукинг, форс-мажор, задержка рейса или финансовые несостыковки, ни банк, ни онлайн-площадка не смогут помочь вам оперативно их решить», – уверен автор обращения. По его словам, никакой «кешбэк не заменит заботу и надежность», за ним часто скрывается отсутствие реального сервиса и поддержки.
Редакция будет следить за развитием событий и обязательно опубликует ответ Сангаджи Тарбаева, если он поступит.



