Обвальное более чем 60-процентное снижение цен на нефть (17 сентября стоимость барреля марки Brent опустилась ниже $90) повлекло за собой удешевление стоимости авиационного керосина. Конечно, не вдвое, а на 10–20%. Директор по связям с общественностью группы компаний «Аэрофьюэлз», одного из крупных брокеров на рынке авиатоплива, Анастасия Матюшина сообщила: «Если на пике удорожания авиакеросина (июнь-июль) тонна топлива при заправке «в крыло» стоила 36 143 руб., то с 6 сентября мы заправляем по 32 202 руб.». Казалось бы, у авиакомпаний, где 60–70% затрат по авиаперевозкам приходится на «керосиновую» составляющую, появились основания для снижения цен. Однако, по наблюдениям г-жи Матюшиной, этого не происходит. Она привела конкретный пример с одной из авиакомпаний, заменившей Ту-154 на «боинги». Расход топлива уменьшился почти вдвое, однако билеты отнюдь не подешевели. Генеральный директор группы компаний ТОАП Евгений Островский тоже не отмечает сколь-нибудь заметного снижения цен у своих клиентов. И это при том, что топливо от ТОАП с июля подешевело примерно на 20%. Еще ощутимее сказалось падение нефтяных котировок на зарубежных рынках авиатоплива, где для иностранных компаний расценки на керосин в прямых долгосрочных контрактах предусматривают колебания в зависимости от биржевых показателей.
А что же сами авиакомпании, почему не пользуются моментом и не меняют ценники на перевозках? Оказывается, меняют. Чуть-чуть. Директор по связям с общественностью «Трансаэро» Сергей Быхал сообщил, что с 10 сентября компания снизила тарифы на внутренние перевозки до 3%, на зарубежные – на 1,5%. Причем для туроператоров, сотрудничающих с «Трансаэро», стоимость перевозки упала на 1,5–3% – в зависимости от направления. Что, по мнению г-на Быхала, соответствует падению цен на топливо. Авиакомпания «Атлант-Союз», по словам пресс-секретаря Кристины Севостьяновой, тоже пересмотрела стоимость билетов на все авиаперевозки. «В настоящее время «Атлант-Союз» находится на стадии подписания новых соглашений по новым ценам со своими заказчиками и партнерами», – сообщила она.
В других компаниях, по словам представителей, нагрузка на кошельки туристов снижается опосредованно. Пресс-секретарь S7 Airlines Ирина Колесникова привела в пример увеличение компанией на 15% количества мест по минимальным тарифам. «Кроме того, с 26 августа по 7 сентября мы провели акцию по распродаже билетов на рейсы 70 направлений с 8 сентября до 28 марта, исключая период с 19 декабря по 19 января. Максимальная скидка составила 65% от минимального тарифа. Кардинально снижать цены мы не можем. В течение последних пяти лет горючее только дорожало, и сиюминутное снижение цен на керосин не решит наших проблем», – сказала г-жа Колесникова.