Tourdom.ru: новости, форум, тренинги, вебинары, работа в туризме

«Ситуация плачевная»: эксперты о том, можно ли было избежать трагедии на Эльбрусе

Кто виноват и что делать?

25.09.2021, 09:25

Туристическая компания Elbrus.guide, которая организовала восхождение на Эльбрус, обернувшееся смертью 5 участников группы, опубликовала в пятницу, 24 сентября, на своих страницах в соцсетях пост с хронологией случившегося. Он вызвал волну комментариев о возможных нарушениях, которые привели к трагедии. Насколько профессиональны были гиды-проводники, вышедшие на маршрут, могли ли они предотвратить беду или приняли неверное решение продолжить восхождение, какие последствия будет иметь это ЧП для туркомпании?

Эти вопросы TourDom.ru задал экспертам. По мнению Умара Айдинова, генерального директора Международной академии горного туризма (Магтур) и председателя Регионального союза туриндустрии Северо-Кавказского федерального округа, главная ошибка могла возникнуть из-за прогноза погоды: «Либо они его не получили, либо проигнорировали. Нужно еще знать, правильно ли они распределили группы, были ли связки (соединение одной веревкой, чтобы никто не отошел). Это, например, обязательно при плохом обзоре. Как пишут в СМИ, видимость была не более 1 м. Группу по правилам должны были разделить на две: по 8 туристов и по 2  гида в каждой. Кроме того, неизвестно, какая ситуация была на месте. Возникла ли паника. Очень частое явление, когда одни участники восхождения чуть сильнее, другие слабее. Первые в попытке самовыживания начинают тянуть всю группу, что еще больше усугубляет ситуацию».

Как попасть в Джибути и пустит ли гостей Гоа?
Как попасть в Джибути и пустит ли гостей Гоа?
Дайджест туристических новостей четверга, 23 сентября
В четверг корреспонденты TourDom.ru прошерстили интернет и выяснили, какие правила въезда сейчас действуют в тех пяти странах, регулярные рейсы в которые великодушно разрешил восстановить оперштаб. Формулировка вызвала ехидные смешки в кругу специалистов – регулярных рейсов в Новую Зеландию из России отродясь не было.
HotLine.travel

Юрий Круглов, член правления Федерации альпинизма России, уверен, что избежать трагедии было можно. «На начало восхождения уже прогнозировалось резкое ухудшение погоды. И выходить на маршрут, конечно, в такой ситуации нельзя. Я знаю, что многие группы развернули свои команды. Остальные продолжили путь наудачу и вовремя не сошли с горы», – комментирует он.

Однако причины трагедии, по его мнению, куда более глобальные. Это лишь частный случай, подтверждающий общую плачевную ситуацию на рынке. Как выразился эксперт, она сейчас примерно такая же, как была в Альпах больше 100 лет назад. Инструкторы, которые водят туристов в горы, должны иметь соответствующую квалификацию по профстандарту «Гид-проводник». «Проблема в том, что сейчас ее могут получить даже без прохождения соответствующего реального обучения. Вплоть до того, что некоторые учебные заведения выдают "корочки" заочно. Доверять этим аттестатам нельзя. Это всё на страх и риск потребителя. А для владельца бизнеса риск попасть под уголовное дело. Если по-честному всё делать, то во время обучения на гида-проводника нужно на несколько недель выезжать в горы, проводить серьезную методическую подготовку, определенный входной фильтр по техническим навыкам», –  считает эксперт.

Напомним, с 1 июля 2022 года вступит в силу Федеральный закон об обязательной аттестации экскурсоводов, гидов-переводчиков и инструкторов-проводников, на который многие профессионалы рынка возлагают большие надежды. Деятельность этих специалистов давно нуждается в урегулировании – в появлении более строгих входных условий для тех, кто отвечает в том числе за безопасность туристов. Кроме того, должна быть прописана ответственность в виде штрафов и других санкций за работу без соответствующей квалификации.

По факту гибели 5 человек возбуждено уголовное дело об оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности.

Обсудить новость

Ещё по теме