Сбербанк и ВТБ начали возвращать деньги клиентам краснодарского турагентства «Открытый мир», оставшимся без оплаченных туров. Возвраты происходят через процедуру чарджбэка (в платежной системе «Мир» она называется «диспут»). Своим опытом туристы делятся в телеграм-чате, где на 6 ноября уже собралось 290 участников. Ранее средства поступали в основном от других банков – Т-Банка и Альфа-Банка.
В чате с конца октября появляются такие отзывы: «Сбер сегодня вернул нам первый платеж, который был в сентябре! Я, честно говоря, прослезилась, когда увидела уведомление – это было третье обращение к ним. Теперь ждем возврата по второму платежу, он был в августе», «Ура! Мне пришли все деньги. Часть отправил туроператор (он получил предоплату от “Открытого мира”), а остальные – ВТБ», «Сегодня Сбер вернул всю сумму. Заявление мы подавали в отделении банка в сентябре».
При этом само ООО «Открытый мир» в ответ на запросы клиентов часто признает свою неплатежеспособность и направляет их в банк.
Другие туристы пока получают от банков лишь уведомления с запросом дополнительных документов. Согласно правилам платежных систем, покупатель должен решать вопрос с возвратом денег за неоказанную услугу напрямую с продавцом. И только если договориться не удалось, банк может отправить запрос на возврат в банк, обслуживающий компанию. Поэтому финансовые организации требуют подтвердить, что клиент пытался урегулировать вопрос с турагентством. «Сейчас мне звонили из Сбера, просили переслать всю переписку с “ОМ”, не в PDF, как я отправляла, а датированными скриншотами», – поделился один из пострадавших. Помимо этого, клиенты предоставляют чеки, договор с приложениями, а также письмо от турагентства о снятии брони.
Некоторым клиентам банки все же отказывают. Чаще всего это касается тех, кто оплачивал туры по реквизитам «Открытого мира» через банковское приложение. Если же платеж проходил по сторонней ссылке, деньги, как правило, возвращают. «Нам 2 раза отказал Сбер. Мы платили по реквизитам в личном кабинете, создав платежное поручение. В банке ответили: “Не можем вернуть суммы платежей, так как перечислили их в ООО «Открытый мир». Чтобы вернуть деньги, обратитесь к получателю”», – рассказал один из туристов.
Есть и другая причина для отказа – использование в заявлениях нежелательной лексики, такой как «мошенничество» или «обман». Дело в том, что механизм чарджбэка не распространяется на случаи мошенничества – в такой ситуации банк порекомендует обратиться в правоохранительные органы. Некоторые клиенты, исправив ошибку, подают заявления повторно: «Два моих обращения о мошенничестве со стороны “ОМ” закрыли, а сейчас работают с третьим – уже о чарджбэке».



