Авиакомпании фиксируют устойчивый рост числа пассажиров, предпочитающих летать только с ручной кладью. Тренд охватывает как внутренние, так и международные рейсы, за исключением чартерных перевозок и рейсов «Аэрофлота». Эксперты связывают эту тенденцию с глобальной практикой минимизации багажа, которая позволяет авиаперевозчикам оптимизировать время обработки рейсов и увеличивать объем коммерческих грузов.
Согласно данным «Коммерсанта», от 50 до 70% пассажиров российских авиалиний выбирают тарифы без багажа. Наиболее заметный рост наблюдается у Red Wings: если в 2022 году на внутренних рейсах без багажа летали 36% пассажиров, то в первом квартале 2025-го этот показатель достиг 61%. На международных направлениях динамика также очевидна: 49% в 2024–2025 годах против 23% в 2022-м.
В S7 доля пассажиров без багажа превысила 67%, тогда как в 2019 году она составляла 60%. При этом половина из них впоследствии оплачивает багаж при регистрации. В «Уральских авиалиниях» 63% пассажиров на внутренних рейсах обходятся ручной кладью, что соответствует уровню 2022 года. На зарубежных маршрутах доля таких путешественников увеличилась с 7 до 15%. В Smartavia подтвердили, что пассажиров с ручной кладью существенно больше, чем с багажом, хотя точные цифры не раскрыли.
«Аэрофлот» демонстрирует иную картину: на внутренних рейсах доля пассажиров без багажа осталась на уровне 46%, а на международных даже снизилась – с 32 до 21%.
Чартерные перевозчики, такие как AZUR air, работающие с курортными направлениями, отмечают, что их клиенты крайне редко летают без чемоданов.
Чаще всего от багажа отказываются пассажиры в возрасте от 25 до 44 лет – их доля составляет 42%. Реже это делают люди старше 65 лет – лишь 33%. Согласно статистике Т-Банка, только 15% пассажиров до 25 лет берут багаж на внутренних рейсах.
Обычно с ручной кладью путешественники летят в Москву, Санкт-Петербург и Сочи. А вот багаж берет большинство пассажиров на рейсах, следующих на Камчатку и Дальний Восток.
На зарубежных рейсах тенденция также набирает силу. В Таиланд с багажом теперь летают 44% пассажиров против 79% в 2022 году, в Турцию – 29% против 40. Однако в страны, где туристы обычно остаются надолго, таких как Япония и Китай, более 90% путешественников по-прежнему берут чемоданы.