Tourdom.ru: новости, форум, тренинги, вебинары, работа в туризме

Роспотребнадзор признал за туристами право требовать возврата полной стоимости туров в Турцию

Специалисты говорят о необходимости вмешательства правительства

13.04.2021, 19:37

13 апреля Роспотребнадзор опубликовал сообщение «Об угрозе безопасности жизни и здоровья потребителей туристских услуг, выезжающих на территорию либо находящихся на территории Турецкой Республики». 

В тексте отмечается наличие неблагоприятной эпидемиологической обстановки в Турции и даются разъяснения туристам с отсылкой к законодательству.

Между строк. Что хотела сказать туристам Зарина Догузова
Между строк. Что хотела сказать туристам Зарина Догузова
Разбираем обращение главы Ростуризма по ситуации в Турции и Танзании
12 апреля, сразу после того, как было официально заявлено о решении оперштаба правительства ограничить авиасообщение с Турцией и Танзанией до 1 июня, глава Ростуризма Зарина Догузова сделала видеоразъяснение для туристов.
HotLine.travel

Размещая у себя на сайте сообщение об угрозе безопасности в этой стране, Роспотребнадзор создал условия для использования статьи 14 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в РФ» (№ 132-ФЗ) – она предусматривает полный возврат средств за туры. 

«Согласно положениям указанной статьи, в случае возникновения обстоятельств, свидетельствующих о возникновении в стране (месте) временного пребывания туристов (экскурсантов) угрозы безопасности их жизни и здоровья, турист (экскурсант) вправе потребовать расторжения договора о реализации туристского продукта или его изменения. В этом случае при расторжении договора о реализации туристского продукта до начала путешествия туристу и (или) иному заказчику возвращается денежная сумма, равная общей цене туристского продукта, а после начала путешествия – ее часть в размере, пропорциональном стоимости не оказанных туристу услуг», – отмечается в публикации.

Следует отметить, что в сообщении Роспотребнадзора нет прямого указания или призыва к покупателям туров в Турцию обращаться в туристические компании за деньгами. Федеральный орган только напоминает о таком праве, оставляя возможность рассмотреть и другие варианты, которые в своей памятке перечисляет Ростуризм.
Так, клиентам туркомпаний, чей отдых должен был состояться в период с 15 апреля по 1 июня, рекомендовано перенести несостоявшиеся туры на более поздние даты с сохранением денежных средств у туроператора, перебронировать поездку на другое доступное направление либо найти «иные решения, максимально учитывающие взаимные интересы обеих сторон».

Однако в случае если туристу и поставщику не удастся договориться и рассмотрение вопроса перейдет в суд, то сообщение Роспотребнадзора, безусловно, станет аргументом в пользу полного возврата средств. Кроме того, Роспотребнадзор напоминает и о возможности досудебного рассмотрения претензии. «Право на судебную защиту никоим образом не исключает возможности достижения на этот счет соглашения сторон в случае заявления туристом соответствующего требования до направления иска в суд», – указано в сообщении. Это подтверждает и основатель юридического агентства «Персона Грата» Георгий Мохов: «Закон предусматривает право сторон требовать расторжения договора в судебном порядке, но не исключает возможности внесудебного расторжения договора по соглашению сторон. Если договор расторгается, то общая цена турпродукта возвращается заказчику».

Однако маловероятно, что покупатели туров в Турцию в реальности смогут воспользоваться этим правом. По данным  Ростуризма, за туроператорами еще числится долг в размере 16 млрд руб. за прошлогодние ковидные туры. Эксперты называют еще более внушительную сумму – 40 млрд руб. Одномоментная выплата еще 32 млрд за несостоявшиеся поездки в Турцию (в такую сумму оценивается объем принятых обязательств на апрель-май. – Ред.) поставит компании на путь разорения. Как и в прошлом году, деньги переведены поставщикам услуг, в том числе за границу – вернуть их будет проблематично или даже невозможно.  

Правительство поручило Ростуризму подготовить меры поддержки участников рынка, однако пока речь идет только о льготах, которые предусматривают освобождение туроператоров от платежей в «Турпомощь» (порядка 450 млн руб.). Этого недостаточно. На обещанные компенсации за вывоз туристов, компании больших надежд не возлагают – из-за сложной и бюрократизированной процедуры их получения даже выделенные в прошлом году 3 млрд освоены частично. 

По мнению Георгия Мохова, которое он высказал в ходе прямого эфира на TourDom.ru, туркомпаниям нужны дополнительные меры господдержки. В этой ситуации необходимо инициировать внесение изменений в постановление правительства № 1073, принятое в июле прошлого года и разрешающее туроператорам отложить возврат средств за ковидные туры до 31 декабря 2021 года. «Очевидно, что оно принималось с расчетом на восстановление туризма, но этого не произошло. Срок возврата средств за несостоявшиеся туры нужно продлевать», – объяснил эксперт. По его мнению, сделать это реально, если общественные организации проявят активность и с соответствующей инициативой выступит Ростуризм. 

Обсудить новость

Ещё по теме