Tourdom.ru: новости, форум, тренинги, вебинары, работа в туризме

Роспотребнадзор назвал незаконными доплаты при замене чартерных рейсов

Юристы дали пояснения

22.06.2022, 16:32
Роспотребнадзор назвал незаконными доплаты при замене чартерных рейсов

21 июня Роспотребнадзор на своем сайте опубликовал две памятки для туристов. Название одной из них звучит как вопрос, волнующий многие турагентства: «Имеет ли право туроператор в ситуации отмены своей чартерной программы требовать доплату за пересадку на новую чартерную программу?» Заголовок другой: «Кто отвечает за возврат денег, турагент или туроператор?»

Президент общественной организации «ПравТурСоюз» Александр Байбородин пояснил, как появились публикации: «Мы направили в Роспотребнадзор свои комментарии по этим актуальным темам, и в ведомстве подготовили памятки для потребителей». В тексте первой из них сказано, что в соответствии с законодательством и Гражданским кодексом требование туроператора о доплатах в связи с изменением чартерной программы необоснованно.

Москва кормит Санкт-Петербург, но хуже, чем интуристы
Москва кормит Санкт-Петербург, но хуже, чем интуристы
Что происходит в туризме культурной столицы и зачем ей облегчение визового режима
Россияне стали чаще посещать Санкт-Петербург и тратить больше денег, однако без иностранных гостей гостиницам грозит ветшание. Чтобы туризм развивался, нужно не только импортозамещаться, но и упрощать режим въезда. Мы публикуем главное из доклада «Агентства Маркет Гайд» и комментарии с дискуссии на ПМЭФ.
HotLine.travel

Юристы, опрошенные редакцией TourDom.ru, согласились с мнением Роспотребнадзора. «Если турпродукт оплачен туристом, то в одностороннем порядке туроператор не имеет права что-либо менять в условиях договора. Неважно, по какой причине поставщик выставляет доплату – снятие рейсов, изменение курсов валют, повышение стоимости топлива, замена авиакомпании», – поясняет юрист Игорь Косицын. Причем неважно, идет речь о чартерном рейсе или регулярном.

В статье 9 Закона об основах туристской деятельности в РФ сказано, что туроператор отвечает за предоставление всех услуг, которые входят в состав турпродукта. «В том числе, если какая-либо из них не может быть оказана либо подорожала, поставщик должен за свой счет обеспечить оказание услуг, а дальше уже разбираться со своими контрагентами», – говорит Игорь Косицын.

Однако на практике в условиях изменяющегося курса валют и стоимости перевозки у туроператоров достаточно часто возникает необходимость изменения цены договора. «Требовать обязательной доплаты угрозой – либо доплачиваете, либо вообще ничего не вернём – мало того что неэтично, так ещё и неправомерно», – отмечает один из юристов. В таких условиях, когда невозможно планировать устойчивую цену услуг, по его мнению, стороны договора могут прийти к соглашению о порядке изменения цены услуг: «В договоре необходимо предусматривать порядок заключения соглашения об изменении цены в случае непредвиденных обстоятельств, включая запрет или изменение перевозки, изменение курса валют и др.».

В другой памятке ведомство рассказывает о разделении ответственности между турагентом и туроператором. По словам юристов, разъяснения стандартные. За возврат отвечает туроператор, но в ряде случаев и турагент. При этом Роспотребнадзор указывает, что у поставщиков есть возможность удержания фактических расходов  в случае отказа туриста от договора.

Обсудить новость

Ещё по теме