Авиакомпании России по итогам первых 9 месяцев текущего года столкнулись со снижением пассажиропотока. Согласно данным Росавиации, совокупный объем перевозок сократился на 2,5% в годовом сопоставлении, составив около 84 млн человек против 86,1 млн за этот же период 2024-го.
Наиболее существенное падение продемонстрировали внутренние маршруты, где число пассажиров уменьшилось на 3,8%, достигнув отметки в 63,3 млн. В то же время международных продолжается рост, хоть и незначительный – плюс 0,7%, что соответствует 20,4 млн обслуженных пассажиров.
При этом статистика аэропортов указывает на более динамичный рост международного сообщения – на 8,2 %, до 38,5 млн человек. Данный дисбаланс свидетельствует об увеличении числа рейсов за рубеж, выполняемых преимущественно иностранными авиакомпаниями, в то время как российские перевозчики демонстрируют на этих направлениях более скромную динамику.
Структура рынка сохранила стабильность: пятерка лидеров по пассажиропотоку за год не изменилась. Возглавляет рейтинг «Аэрофлот», следом за ним располагается лоукостер «Победа», на третьей позиции – авиакомпания S7. Замыкают список перевозчики «Россия» и «Уральские авиалинии». На их совокупную долю пришлось 70,1% от всех выполненных перевозок в стране.
Параллельно с этим продолжил увеличиваться средний показатель занятости кресел в салонах воздушных судов, достигнув 89,6 % и прибавив 0,1 п.п. Эксперты отмечают, что этот показатель уже по итогам прошлого года существенно превышал среднемировые значения. Ключевой причиной сложившейся ситуации является острая нехватка авиапарка. Как признавала ранее Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта, отрасль уже испытывает дефицит провозных мощностей. Во многих авиакомпаниях техника работает на пределе возможностей, а без поставок новых отечественных воздушных судов дальнейшее наращивание объемов перевозок невозможно, что уже вынудило ряд перевозчиков отказаться от запуска новых маршрутов.



