Гражданская версия военного самолета Ту-160 могла бы быть востребована на некоторых маршрутах, заявил президент Владимир Путин во время посещения Казанского авиационного завода им. С. П. Горбунова, понаблюдав за демонстрационным полетом модернизированного бомбардировщика «Белый лебедь». Об этом сообщают федеральные СМИ 25 января.
По мнению главы государства, сверхзвуковой пассажирский лайнер могли бы использовать крупные компании. «При такой огромной территории, как у России, проще долететь из Москвы до Нью-Йорка, чем до Дальнего Востока», – отметил он. А руководитель Объединенной авиастроительной корпорации Юрий Слюсарь сообщил, что проект подобного гражданского самолета уже есть.
Эксперты авиарынка обращают внимание на тот факт, что в высказывании президента не было прямого поручения авиаотрасли приступить к работе над созданием самолета. По их мнению, после анализа экономической целесообразности идею придется отложить в долгий ящик, а то и вовсе от неё отказаться. «Практически все ведущие мировые авиапроизводители обладают технологическими возможностями для постройки сверхзвукового пассажирского самолета. Однако никто сейчас за это не берется, так как подобный проект обречен на убыточность – производство слишком дорого, эксплуатация лайнера сложна и накладна, а надежность невысока», – поясняет руководитель портала avia.ru Роман Гусаров.
Напомним, попытки использования сверхзвуковых машин уже были в мировой гражданской авиации. Пассажирский «Конкорд» совместного англо-французского производства, развивавший скорость до 2 158 км/ч, вышел на рынок в 1976 году и эксплуатировался до 2003 года. Полет по маршруту Лондон – Нью-Йорк занимал всего 3 ч 20 мин. Первый рейс советского лайнера Ту-144, достигавшего скорости 2 430 км/ч, состоялся в 1977 году. Самолеты использовались на линии Москва – Алма-Ата, но уже через год программу свернули. Оба проекта закрыли по экономическим соображениям – у них не было шансов на окупаемость. Кроме того, и «Конкорд», и Ту-144 в процессе эксплуатации отметились знаковыми авиакатастрофами.
В настоящее время авиапроизводители присматриваются только к проектам небольших пассажирских бизнес-джетов, способных достигать сверхзвука. Но за практическую реализацию пока никто не взялся.