Начало июня ознаменовалось нешуточным скандалом в Германии. По информации Handelsblatt, Организация по контролю за лоббизмом (der Verein LobbyControl) объявила предупреждение главе Deutsche Bahn («Немецкие железные дороги») Рюдигеру Грубе (Ruediger Grube) по поводу незаконного использования скрытой интернет-пропаганды. Так, по утверждению вышеуказанной организации, в 2007 году Deutsche Bahn потратила 1,3 млн евро, чтобы через мнения, высказанные на форумах, в блогах, электронных письмах пользователей, создать позитивный имидж предприятия. Грубе пришлось признать существование так называемых no-badge-акций. Однако он заявил, что подобные меры уже не применяются. Тем не менее глава службы маркетинга «Немецких железных дорог» Ральф Кляйн-Бельтинг (Ralf Klein-Boelting) был вынужден уйти в отставку из-за скандала.
Интересно, что при этом компания European Public Policy Advisers GmbH, которая по заказу Deutsche Bahn проводила скрытый PR в Интернете, не только не пострадала, но и получила от профессионалов положительные рецензии на свою работу. Особенно отмечен, например, такой ход: «пиарщики» разместили результаты сфальсифицированного опроса, в соответствии с которым 55% немцев якобы не поддерживают забастовку водителей локомотивов, которая состоялась в октябре 2007 года.
Конечно, в России еще долго не смогут возникнуть такого рода скандалы. Однако туристическим фирмам, активно использующим в Интернете сфабрикованные «хвалилки» и выдуманные позитивные отзывы, надо быть осторожными и помнить простую истину – все тайное становится явным.