В адрес авиакомпании «Трансаэро» и ее партнеров растет количество обращений пассажиров, желающих вернуть деньги за авиабилеты с вылетом после 15 декабря (дедлайн по полетам перевозчика, обозначенный «Аэрофлотом» – ред.). На форуме TourDom.ru люди делятся впечатлениями: заявление отправлено по указанному адресу, а в ответ – тишина, когда поступят деньги неизвестно.
Неясная ситуация и у тех, кто купил билеты у агентов и субагентов перевозчика. Напомним: BSP Россия и ТКП запретили своим партнерам самостоятельно осуществлять возврат денег. Решения о компенсации пассажирам «Трансаэро» эти структуры будут принимать централизованно. Так как разъяснений о дальнейших действиях от клиринговых дистрибьюторов пока нет, билетным агентствам остается только принимать заявления от клиентов и составлять списки на возврат.
В Biletix корреспонденту TourDom.ru сообщили, что обращений в их компанию немного. «Основные продажи приходились на рейсы с возвратом до 15 декабря», – пояснил гендиректор этой компании Александр Сизинцев. В Anywayanyday рассказали о примерно 300 проданных билетах на даты после 15 декабря и около 100 запросах на возврат.
Представители билетных агентств поясняют, что процедуру компенсации BSP и ТКП придется предварительно согласовывать с «Трансаэро», так как клиринговые системы дистрибуции являются лишь посредниками, аккумулируемая ими выручка от продаж принадлежит перевозчику, и только он может ей распоряжаться. Эксперты вспоминают ситуацию с авиакомпанией «Московия», прекратившей работу в августе прошлого года. Тогда посредникам приходилось подтверждать у перевозчика выплату каждому клиенту.
Никто из наблюдателей пока не берется ответить на вопрос, удастся ли всем пассажирам вернуть деньги и в каком объеме. Ведь BSP и ТКП могут оперировать лишь теми суммами, которые они соберут с агентов, и которые еще не перечислены в авиакомпанию. По предыдущему опыту, не исключено, что выплаты будут организованы в порядке живой очереди – первые обратившиеся могут получить и все деньги, перечисленные за билет, а те, кто запоздает – по остаточному принципу.
Окончательно попрощаться со своими деньгами пассажирам, скорее всего, придется в случае, если будет принято официальное решение о банкротстве перевозчика. Тогда, по действующему законодательству, придется формировать очередь из кредиторов, и частные лица – покупатели билетов, смогут претендовать на выплаты лишь после того, как будут удовлетворены требования сотрудников по зарплате, банков и целого ряда других кредиторов.