Tourdom.ru: новости, форум, тренинги, вебинары, работа в туризме

Основы поменяли

Последствия принятия закона о фингарантиях. Взгляд юриста

18.01.2007, 20:35

«Это совсем другой закон, сильно отличающийся от первоначального проекта. И это несколько неожиданно», - такой была реакция Георгия Мохова, гендиректора ЮА «Персона Грата», после прочтения утвержденного «Закона о внесении изменений в закон «Об основах туристской деятельности в РФ». 18 января в интервью корреспонденту ИС «БАНКО» он поделился первыми впечатлениями. Публикуем их полностью. «…В изначальном варианте закона основанием для выплат страхового возмещения было банкротство туроператора, его ликвидация или невозможность исполнить судебное решение. Иными словами – неплатежеспособность. А в принятой редакции закона основанием для выплат туристу является факт установления обязанности ТО возместить реальный ущерб, возникший в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору. Если заниматься трактованием этой фразы, то установить факт можно по-разному: в суде или как-то иначе. Для страхования предусмотрен и тот, и другой вариант. В случае с банковской гарантией, кроме всего прочего, туристу необходим документальный отказ туроператора от выплаты возмещения. Таким образом, туристу, чтобы получить возмещение, надо заручиться либо судебным решением, либо отказом туроператора. И то и то сделать непросто. Интересно, что к существенным нарушениям договора со стороны туроператора относится неоказание услуг туристу по перевозке и/или размещению. Это неприятная неожиданность для туроператоров, к которым теперь можно предъявить претензии, например, при задержках чартерных рейсов. Существенным нарушением условий договора закон определяет также наличие в турпродукте существенных недостатков, включая существенные нарушения требований к качеству и безопасности. В соответствии с гражданским кодексом и законодательством о защите прав потребителя существенное нарушение договора - это когда человек в значительной степени лишается того, на что был вправе рассчитывать при его заключении. То же самое перенесено в принятый закон. Такая формулировка открывает большой простор для фантазии: например, могут появиться требования возместить стоимость тура из-за плохой погоды в месте отдыха. Есть и сюрпризы для страховщиков. Страховая компания в соответствии с этим законом обязана выплатить возмещение, даже если страховой случай наступил вследствие злого умысла туроператора. Вообще-то умышленные действия нигде не страхуются: если ты застраховал машину и умышленно ее разбил, возмещения не будет. Это прямо указано в ст. 963 ГК РФ. Интересно, что в законе появилась отдельная ст. 101, посвященная «особенностям реализации турпродукта турагентом». В ней указано, что в договоре с туристом агент обязан указать информацию о возможности туриста получить возмещение по страховке или банковской гарантии – то есть сообщить, кто является гарантом. Следовательно, турагент, продавая тур оператора, не имеющего финансового обеспечения, фактически совершает недействительную сделку, так как она противоречит закону. Поэтому туроператор, уклоняющийся от внесения в федеральный реестр, «подставит» свои агентства. Любопытно, что по новому тексту закона никакого свидетельства или иного разрешительного документа туроператору получать не нужно, соответственно и ехать за ним в Москву не придется. Если, конечно, оператор доверит документы почте. Для работы необходимо финансовое обеспечение, полученное у банка или страховой компании, и решение федерального органа о внесении в реестр. Но веских оснований для отказа у Ростуризма достаточно, так как закон, например, устанавливает требования к содержанию договора между туроператором и страховщиком». В заключение Георгий Мохов поделился своим мнением о ближайших последствиях принятия обновленного туристического закона. По его словам, к лету необходимо переписать все договоры. Особенно придется попотеть агентствам, сотрудничающим с большим количеством туроператоров. С каждым из них надо заключать либо отдельный договор с указанием сведений о гаранте соответствующего ТО, либо разработать единую форму, но зато подготовить пакет приложений, дающих информацию о том, кто именно выступает гарантом и каков порядок получения туристом возмещения. И это еще не все. Закон содержит ссылку на еще один важный документ - «Порядок указания услуг по реализации туристского продукта». Его содержание пока остается загадкой для широких кругов общественности. Между тем именно этот «Порядок…», вступающий в силу одновременно с законом, определит пункты, за нарушение которых агентства (и туроператоров, работающих с прямым клиентом) будет карать Роспотребнадзор.

Обсудить новость

Ещё по теме