Несмотря на кризисную ситуацию, тренд на переориентацию туристов на внутренний рынок сказался и на круизах по рекам России. Туроператоры, специализирующие в этой сфере, констатируют, что спрос на речные круизы вырос примерно на 25% в сравнении с 2014 годом – такие выводы эксперты делают, отталкиваясь от результатов этапа предварительных продаж, стартовавших еще в августе.
Впрочем, период активных сезонных продаж начинается только сейчас, и показатели уровня спроса еще могут корректироваться как в большую, так и в меньшую сторону. На это в первую очередь могут повлиять тарифы – пока они выросли лишь на 15% в сравнении с прошлогодними, но вероятность дальнейшего роста сохраняется. «Конечно, мы вынуждены были поднять цены. А как иначе? Увеличились эксплуатационные затраты: дорожают продукты питания, комплектующие и материалы для межнавигационного ремонта и прочих мер по подготовке теплоходов к сезону навигации. Много непонятного с ценами на топливо. Поднялись ценники на многие экскурсии на берегу, особенно связанные с автобусными трансферами. Но мы стараемся удержать тарифы от значительного роста», – рассказал руководитель отдела выездного туризма компании «Мостурфлот» Владислав Маковей.
Вырос не только спрос на речные круизы, но и количество предложений операторов, так как часть теплоходов, ранее обслуживавших только иностранцев, перевели под российскую клиентуру. «Теперь россиянам стали доступны такие круизы, которых раньше никогда не было – речь идет о люксовых теплоходах, которые будут ходить из Московского региона. Но и стоят они примерно в 2-2,5 раза дороже, чем обычные «тройки» – каюта стоит 10-12 тысяч рублей в день с человека», – отметил коммерческий директор компании «Водоходъ» Андрей Смолин. При этом он добавил, что риск не заполнить весь увеличившийся флот существует: «Дорогие круизы, как правило, бронируют сильно заранее, а в этот раз эти люксовые суда появились в расписании только в начале 2015 года, когда стало понятно, что иностранцев будет меньше. Не исключено, что операторам придется корректировать расценки на них».
Что касается иностранного турпотока, то, по словам экспертов, он сократится очень заметно. Если в 2014 году уже фиксировалось снижение спроса в пределах 30%, то в этом сезоне ожидают, что иностранцев будет в два раза меньше, чем даже в 2014 году. «Некоторые зарубежные партнеры, которые всегда отправляли сюда своих туристов, просто приостановили продажи по политическим причинам, заявив, что повременят один год», – пояснил Андрей Смолин.
Но, как отметил заместитель директора по продвижению компании «Инфофлот» Андрей Михайловский, берлинская выставка показала, что интерес европейцев к путешествиям по российским рекам все еще есть. «Все уже порядком подустали от темы антироссийских санкций, так что есть все шансы, что будет отложенный спрос со стороны иностранцев», – отметил собеседник.