Иностранные авиакомпании не обязаны возмещать стоимость билета. Такой вердикт вынес суд второй инстанции по апелляции авиакомпании Lufthansa на решение мирового судьи Люберецкого района Московской области. Профсообщество расценило этот факт как показательный пример и полезный опыт.
Суть тяжбы. Некая гражданка приобрела два билета «Люфтганзы» у российского онлайн-агента «Интернет Трэвэл» (средняя стоимость перелета Москва – Берлин по невозвратному тарифу у перевозчика 3–6 тыс. рублей) По какой-то причине гражданка от полета отказалась, о чем известила агента. Ей возместили только пятую часть стоимости билетов, мотивировав отказ положениями правил авиакомпании-перевозчика. Размер возврата женщину не устроил, и она обратилась к мировому судье, который вынес решение вернуть полную стоимость авиабилетов. В свою очередь немецкий авиаперевозчик успешно оспорил решение судьи, который не учел особенностей применения международного права на территории РФ.
«Мировой судья не обязан досконально разбираться в нюансах воздушного права, он, скорее всего, при вынесении определения руководствовался общими статьями Закона «О правах потребителей» и Гражданского кодекса», – полагает директор по продажам и маркетингу Unex Антон Зверев.
В свою очередь на профессиональном форуме TourDom.ru появилась информация, что «согласно ст. 3 Воздушного кодекса РФ, если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Кодексом, применяются правила международного договора». Кроме того, любая авиакомпания осуществляет свою деятельность на основе резолюций Международной ассоциации воздушных перевозчиков (ИАТА). Согласно Резолюции № 737 «О возврате провозной платы» отказ пассажира от перевозки не является обязательным основанием для возврата стоимости билета. И, наконец, самое важное – потребитель должен ознакомиться с тарифами. Тут действует простое правило: чем дешевле билет, тем больше штрафы при отказе от полета.
Поэтому суд второй инстанции вынес совершенно справедливое и верное решение. Даже если клиент не сумел разобраться в условиях предоставления билета (в системе «Интернет Трэвел» это реально сложно), то, оплачивая услугу, он автоматически (в рамках оферты) соглашается на предложенный продавцом алгоритм купли-продажи.
История с билетами Lufthansa вызвала весьма бурное обсуждение профсообщества. Прежде всего потому, что последние банкротства на рынке буквально толкают потребителя самостоятельно заниматься бронированием билетов, отелей и прочих составляющих отдыха. «Надо понимать, что самостоятельность означает и единоличную ответственность за принятое решение, – сказал г-н Зверев. – Иногда желание сэкономить приводит к дополнительным тратам. Что и показал данный случай».