14 ноября на сайте компании «Инфофлот» появилась информация о том, что оператор получил эксклюзивные права на продажу круизов сезона-2015 на теплоходе «Михаил Шолохов», который в последние годы обслуживал в основном иностранных клиентов, а в будущем сезоне полностью выйдет на российский круизный рынок. Похожая ситуация сложилась и у других операторов. Не так давно о начале продаж круизов сезона-2015 на теплоходе класса премиум «Илья Репин» для российских туристов объявил «Мостурфлот», на днях компания начала продажи круизов еще на два таких теплохода – «Александр Грин» и «Княжна Виктория». «Это современные новые теплоходы, с современной инфраструктурой и обслуживанием, это размещение, соответствующее уровню гостиницы 4–5 звезд», – рассказала заместитель генерального директора компании по туризму Светлана Гончарова. У компании «ВодоходЪ» для работы с российскими туристами также появилось четыре новых теплохода, совершающих рейсы из Москвы.
Такая переориентация на внутреннего клиента объясняется значительным снижением количества иностранных туристов, которое наблюдается с конца зимы 2014 года. По оценкам игроков рынка, падение спроса составило от 30 до 50%. Наибольший отток туристов наблюдался из США, Канады и Скандинавии, наименьший – из Германии, Франции и Испании. «Россия – экзотическое направление, дорогое, проблемное в плане получения визы. На фоне всего этого произошедший политический кризис заставил иностранных туристов отказаться от туров по нашей стране: с начала кризиса продажи (туров в Россию – В. Б.) практически на всех зарубежных рынках остановились. По разным оценкам, от 30 до 50% иностранных клиентов к нам в следующем году не приедут», – считает коммерческий директор компании «ВодоходЪ» Андрей Смолин.
В то же время операторы отмечают приток со стороны российских туристов: в «Самараинтур» он составил 30% по итогам прошедшего сезона, в «Мостурфлоте» спрос превысил прошлогодний (сезон-2013) на 50%, а предварительные продажи на 2015 показывают 40-процентный рост по сравнению с результатами завершившегося сезона. Участники рынка видят две основные причины усиления интереса россиян к круизам по стране: это политический кризис, повлекший ограничение на выезд за рубеж для некоторой части населения, и произошедший скачок курса валют. «Туры стали дороже в полтора раза. На этом фоне Россия будет выглядеть гораздо более интересной и привлекательной», – полагает Андрей Смолин.
Среди плюсов круизного отдыха на родине эксперты отмечают отсутствие языкового барьера, виз и необходимости обмена валюты. «Это путешествие, комфортное размещение, знакомство со старинными русскими городами, культурными памятниками, историей и бытом народов проживающих на территории России. Это хорошая альтернатива Европе и Северной Европе», – уверена Светлана Гончарова.
При этом операторы прогнозируют рост цен на речные круизы по России в следующем году. Директор «Самараинтур» Елена Сегал считает, что цены могут вырасти на 10% в связи с корректировкой и сокращением существующих программ. «Я думаю, что все будут продавать за реальные цены. Надеюсь, что демпинга больше не будет на туристическом рынке», – отметила эксперт. В компании «ВодоходЪ» полагают, что индексация цены будет оставаться в рамках показателей инфляции, а в «Мостурфолоте» отметили, что повышение цены на 5% произошло уже при открытии продаж круизов сезона-2015, и в январе ожидается новый скачок.