Сразу несколько источников подтвердили сегодня «ТурДому», что Wildberries находится в процессе приобретения туроператора Fun&Sun.
По данным инсайдеров, переходный этап займет год, на это время основной кадровый состав компании должен сохраниться. Сейчас идет процесс финансовых сверок и сопутствующей бюрократии, а руководство туроператора не должно анонсировать или комментировать сделку.
По нашей информации, на протяжении последнего года F&S вел переговоры с глобальными игроками онлайн-рынка о продаже, но интерес проявил именно WB.
Косвенных подтверждений достоверности о том, что партнерство двух компаний выходит за рамки рядового контракта, несколько.
Первое. Туры F&S выставлены на WB отдельной вкладкой, в то время как обычно поставщики тревел-услуг на онлайн-платформах указываются как сопутствующая, а не основная информация.
Второе. Особой финансовой выгоды от партнерства с маркетплейсами и глобальными экосистемами у туроператоров нет, так как площадки требуют комиссию за интеграцию. А маржинальность туроператорской деятельности не позволяет выплачивать вознаграждение и агентам, и маркетплейсу. Поэтому в коллаборации с последними вступают OTA (онлайн-турагентства), они делятся с платформами своей комиссией, получая в обмен лиды и наращивая за счет этого объемы продаж и долю рынка.
Отметим, что в самом туроператоре категорически отрицают версию продажи бизнеса кому-либо или даже намерения это сделать, называя сотрудничество с WB стратегическим партнерством. Что можно объяснить корпоративными обязательствами о неразглашении или предположить, что многочисленные источники действительно заблуждаются.
Редакция TourDom.ru обсудила с экспертами возможные последствия для турбизнеса появления в туроператорском поле непрофильного игрока в лице Wildberries.
Оговоримся, не имея никакой конкретной информации о том, как F&S видит развитие деятельности в новой парадигме, они основывались исключительно на собственном опыте.
Основные сложности для платформы, по мнению наших собеседников, будут связаны с организацией сервиса для туристов. Туроператоры, у которых есть поддержка туристов 24/7, утверждают: на подготовку одного сотрудника контактного центра требуется не менее полугода, в этом сегменте высокая текучка кадров из-за выгорания, критики и большого объема рутины. Поэтому, если WB планирует выстроить собственную службу сервиса, это станет очень непростой задачей, даже если ею займутся специалисты F&S. Привлечение к сопровождению заявок турагентов ставит под вопрос экономику предприятия.
Еще одна значимая сложность на пути WB к завоеванию тревел-рынка, по мнению наших собеседников, – законодательство. Сейчас туроператоры выездного туризма несут серьезную финансовую нагрузку в виде выплат в фонд персональной ответственности, страхования от неисполнения обязательств. Но это не касается маркетплейсов, так как они не формируют турпродукт.
Поэтому можно не сомневаться, что сообщество проинформирует все ведомства – и Госдуму, и Минэкономразвития – о том, что значимое число туристов, после того как бизнес-модель F&S изменится на WB, вполне вероятно окажется без должной защиты. Очевидно, чиновники потребуют от маркетплейса, предлагающего туры, перейти из статуса агента в туроператоры, это повлечет крупные расходы. Или же ему придется оплачивать туроператорcкую структуру F&S.
Редакция продолжит следить за развитием событий. Делитесь вашими мнениями в комментариях. А специалистов мы приглашаем в закрытый чат «Курилка 2.0» обсудить рассмотренные здесь версии.