Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России инициировала создание Экспертного совета по воздушному транспорту. Новая диалоговая площадка объединит представителей авиакомпаний и аэропортов для решения системных проблем отрасли. Непосредственным поводом для этого шага стали многочисленные жалобы перевозчиков на монополизацию рынка аэропортовых услуг, включая хендлинг, заправку и организацию питания на борту.
Как сообщает «Коммерсантъ», с инициативой создания совета выступила Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ). Перевозчики указывают на ключевую проблему: в большинстве российских аэропортов эти услуги оказывают компании, аффилированные с самими воздушными гаванями. Эта ситуация, по их мнению, приводит к завышенным ценам и снижению качества обслуживания. Для решения вопроса перевозчики, включая «Аэрофлот», предлагают законодательно закрепить обязательное наличие независимых операторов. Для аэропортов с пассажиропотоком от 500 тыс. человек в год нужно ввести не менее двух таких поставщиков, а для объектов с оборотом свыше 1 млн пассажиров – не менее трех.
Со своей стороны, аэропорты отмечают объективную сложность в привлечении независимых игроков на этот высокотехнологичный рынок. Однако авиакомпании настаивают, что воздушные гавани искусственно ограничивают доступ на свою инфраструктуру, что позволяет им диктовать условия.
В фокусе будущего Экспертного совета окажется разработка новых нормативных актов, направленных на ограничение монополизации и стимулирование конкуренции. Актуальность этой работы подтверждается тем, что действующие с 2021 года правила, обязывающие 15 крупнейших аэропортов страны иметь хотя бы одного независимого оператора, по данным издания, соблюдаются менее чем в десяти из них.