Председатель правительства России Дмитрий Медведев 25 мая провел совещание с вице-премьерами, на котором раскритиковал качество отдыха в Крыму. Вопрос готовности полуострова к сезону стоял в повестке дня сразу после ЕГЭ и перед спортом. Дмитрий Анатольевич отметил, что правительство много сделало для улучшения транспортного сообщения с Крымом. Тут и субсидируемые тарифы, и переправа, и реконструкция аэропорта. Есть успехи: в прошлом году в Крыму отдохнули 4 млн человек. По поводу готовности транспортной составляющей и, в частности, аэропорта Симферополя к новому сезону высказался вице-премьер Дмитрий Козак. «Сезон уже начался, но в аэропорту никаких задержек, сбоев, очередей в настоящее время нет. К концу июня, к пику сезона, эта работа будет в полном объеме завершена, и всем людям будет работать комфортно и удобно», — приводят его слова в стенограмме.
А вот инфраструктура приема туристов отстает: есть 1,2 тыс. коллективных средств размещения, из них к сезону готовы 70%. Классификацию по российским стандартам обещают завершить до конца этого года, что поможет улучшить качество обслуживания туристов. «Качеству нужно уделить внимание. Не скрою, даже со своими знакомыми разговариваю — далеко не все они приезжают с положительными эмоциями именно из-за качества обслуживания, потому что оно такое еще… даже не российское», — поддержал мысль Дмитрия Анатольевич. И потом добавил: «Надо поджимать всех, кто занимается этим бизнесом, чтобы они переходили на современные стандарты», в противном случае люди «будут выбирать тогда или другие курорты, или вообще ездить за границу».
Эксперты по внутреннему туризму, опрошенные корреспондентом TourDom.ru, связывают проблемы качества с объективными причинами. После присоединения к России многие отели и санатории поменяли собственников. Это привело к смене руководства, а новым директорам, в свою очередь, приходится урегулировать множество бюрократических вопросов. Например, надо оформлять разрешения на работу для сезонного персонала — горничных и официантов с Украины, которые накануне сезона традиционно приезжали в Крым на заработки. Кадровая проблема усугубляется падением общего турпотока — двое из трех гостей ранее приезжали отдыхать с Украины. «В такой ситуации руководители вынуждены экономить, в том числе — сокращая персонал. Мы даем рекомендации, на чем можно сэкономить без ущерба для качества обслуживания туристов, а на чем нет», — объясняет Сергей Ромашкин, директор компании «Дельфин».
Вместе с тем эксперт отметил, что еще до присоединения Крыма к России многие объекты размещения прошли украинскую классификацию, условия которой мало чем отличаются от российской: «Там около 10 сертифицированных отелей 5*, порядка 20 «четверок», много «трешек». Клиентов, которые предъявляют повышенные требования к качеству, эксперт советует отправлять в здравницы, которые принадлежат влиятельным структурам — ФСБ или РЖД, или же в сетевые отели. Алексей Высоканов, руководитель компании «Мультитур», развивает эту мысль. По его словам, в крымских объектах, которые находятся в частной собственности, качеству обслуживания гостей всегда уделялось больше внимания. «Проблемы есть с объектами, которые ушли от украинских собственников и никуда не пришли, где непонятно кто за что отвечает и кто за что платит», — подытожил эксперт.