Tourdom.ru: новости, форум, тренинги, вебинары, работа в туризме

Что связывает обанкротившуюся «ВИМ-Авиа» и нового туроператора «Жиатур»?

Эксперты обнаружили проколы в стратегии туристического проекта аэропорта Жуковский

23.07.2021, 10:18

На авиакосмическом салоне «МАКС-2001» туроператор «Жиатур» анонсировал чартеры на Мальдивы. Заявлены и вылеты на других международных направлениях. Редакция TourDom.ru выяснила, какие цели преследуют владельцы компании, выходя на рынок выездного туризма в кризисное для него время, и что думают эксперты о перспективах предложенного проекта.

Под крышей Ростеха

Соглашение с Минтуризма Республики Мальдивы было подписано 21 июля на авиасалоне «МАКС-2021». Рейсы будут выполняться на авиакомпании Red Wings. «Через несколько недель добавляем Ларнаку, добавляем другие направления Кипра. Мы через месяц-полтора добавим Дубай», – цитирует телеканал ОТР генерального директора компании, Томаса Вайшвила.

0723_2_ДД_Жиатур_Томас_карт.jpeg

Активность нового туроператора вызвала удивление на туристическом рынке. Он зарегистрирован только 16 марта и до последнего момента никак себя не проявлял. Откуда такие амбиции?

Ответ следует искать в родословной компании. 100%-ный учредитель «Жиатур» – это АО «Рампорт Аэро», управляющая аэропортом Жуковский. А она, в свою очередь, на 25% принадлежит «ТВК Россия» – одной из «дочек» госкорпорации «Ростех». Аффилирована с ней и авиакомпания Red Wings.

Пазл, казалось бы, складывается: крупная холдинговая структура хочет использовать кризис на рынке выездного туризма, чтобы отвоевать свою долю у его традиционных участников. А солидные учредители – лучший гарант надежности для туристов, что немаловажно. «Этот туроператор точно взлетит», – отдают должное некоторые участники обсуждения в профессиональном сообществе Фейсбука «Трэвел Президиум». Однако ряд экспертов за амбициями нового туроператора не усматривает рабочего ресурса и обращает внимание: то, как компания выходит на рынок, не имея сети дистрибьюции, полноценного контрактинга, не представив команду специалистов, выглядит амбициозно, но неубедительно с точки зрения реализации анонсированных планов.

Туроператор или авиаброкер?

Судя по заявлениям руководства «Жиатур», структура не ограничится продажами собственных туров, а будет оказывать услуги другим туроператорам. Как сообщали СМИ, у нее есть намерение подписать соглашения с крупными игроками рынка ANEX Tour, Coral Travel, TUI Россия. Подробности пока неизвестны, но исходя из этой информации, речь идет в большей степени об авиаброкерской деятельности, когда компания становится посредником между туроператором и перевозчиком, распределяя блоки или рейсы под заказ и получая за это свою комиссию. По данным источника TourDom.ru, основа для партнерства пока такая: в этом году в распоряжение Red Wings поступили два подержанных дальнемагистральных Boeing 777-200, которые после краха «ВИМ-Авиа» оказались на балансе одного из региональных банков, близких к Ростеху. Три года назад эту технику пробовали пристроить в авиакомпанию «ИрАэро». Она выполняла рейсы на Хайнань в интересах туроператора «Жемчужная река», но не слишком успешно – тот в итоге разорился. Сейчас этими самолетами управляет Red Wings, но не несет финансовых рисков, поэтому не сильно заинтересован в загрузке. А аэропорту нужны показатели, пассажиропоток.

Туры из Жуковского: будет спрос или нет?

Собеседник редакции полагает: главная цель создания туроператора – это привлечение пассажиров в Жуковский. Международный терминал работает уже более 3 лет и пока не может похвастать большим трафиком. В допандемийный 2019 год через него прошло 1,32 млн пассажиров. В 2020 году трафик упал до 475 тыс. При этом согласно первоначальным планам развития комплекса к 2025 году должно быть уже 12 млн.

0723_2_ДД_Жиатур_аэропорт_карт.jpeg

Наблюдатели затрудняются сказать, насколько создание своего туроператора будет способствовать увеличению трафика. Жуковский находится сравнительно далеко от Москвы, не связан со столицей рейсами «Аэроэкспресса». Чтобы обратить внимание туристов на туры с вылетами именно из Жуковского, нужны веские аргументы, например очень низкая цена. Однако эксперты не считают тарифы аэропорта выигрышными по стоимости в сравнении с конкурентами. Да и руководство Жуковского в своей презентации на авиасалоне «МАКС-2021» отмечало, что делает упор на качество и клиентский сервис (фаст-трек, бизнес-залы и т. п.), что не может стоить дешево. 

Турагенты в минусе

Если цены не козырь для Жуковского, то ему надо иметь множество союзников, которые приведут в аэропорт пассажиропоток. Однако и здесь все непросто. На сайте «Жиатур» написано, что компания делает уникальный продукт, «не прибегает к услугам агентских компаний», а «отсутствие посредников и обеспечение перелета в рамках работы единого холдинга» позволяют гарантировать качество и обеспечить максимальную ценовую доступность.

Для специалистов очевидно, что такой подход, исключающий розницу из каналов дистрибьюции, серьезно ограничит охват рынка новым туроператором, а значит, снизит шансы выполнить поставленную цель по активизации жизни аэропорта. К слову, это заявление можно рассматривать как подтверждение низкой осведомленности представителей компании о законах турбизнеса.

На Мальдивы из Подмосковья

Еще один прокол, который отметили старожилы рынка, – специфика продукта, выставленного на витрину туроператора. Мальдивы и ОАЭ – направления, которые выбирают туристы с определенным уровнем дохода и высокими требованиями к качеству. Это касается и отелей, и перевозки. Клиенты привыкли к большим аэропортам, к сервису и новым самолетам Emirates или «Аэрофлота». Жуковский, с учетом его местоположения, интересен жителям восточной части Москвы и ее пригородов. А два Boeing-777 Red Wings подходят скорее для работы на бюджетных направлениях, чем на Мальдивах.

0723_2_ДД_Жиатур_Мальдивы_карт.jpeg

Впрочем, по словам одного из экспертов, выбранный для старта ассортимент в теории может себя оправдать: «Все частоты на Дубай и Мальдивы из Москвы заняты, поэтому нельзя исключать, что кто-то попробует полетать из Московской области». Наш собеседник также считает, что решение о перевозке туристов в Дубай принято в расчете на работу с корпоративными группами из России, которые отправятся туда на всемирную выставку Expo (откроется 1 октября и продлится до 31 марта. – Ред.).

А как же Камчатка?

И все же большинство экспертов, к которым обратилась редакция TourDom.ru, скептически смотрят на бизнес-модель нового туроператора. Среди прочего он не учел – внимание государства сосредоточено на поддержке внутренних направлений. Причем это касается не только туризма, но и пассажирских перевозок в целом и авиапромышленности. Red Wings уже эксплуатирует «Сухой Суперджет» и ожидает поступления новых МС-21, в производстве которых задействован все тот же Ростех. Правительство выпусило постановление, увязывающее субсидии авиакомпаниям с наличием в их парке самолетов отечественного производства. Нельзя исключать сценария, при котором владельцы всей структуры поменяют приоритеты для туроператора и вместо Мальдив туристам из Жуковского предложат лететь, к примеру, на Камчатку.

Обсудить новость

Ещё по теме