По просьбе редакции «ТурДома» эксперты в сфере инвестиций и гостиничного бизнеса прокомментировали претензии Счетной палаты к программе поддержки строительства модульных отелей, которую курирует Минэкономразвития. С их слов, отчеты аудиторов редко бывают позитивными, так как «у Счетной палаты работа такая». Однако повод пересмотреть условия раздачи денег организаторам глэмпингов действительно есть – среди них слишком много дилетантов с сомнительными проектами.
Как рассказал Вадим Прасов, вице-президент Федерации рестораторов и отельеров, в сферу глэмпингов пришло много непрофильных инвесторов, которые увидели возможности для заработка. Они пытаются развивать свои идеи, в том числе и претендуя на господдержку. Проблема в том, что проработаны они нередко очень слабо, не учитывают сезонность и специфику бизнеса.
«Я сталкивался с теми, кто ставил сафари-тенты, а потом узнавал, что в условиях Сибири это работает только летом», – привел пример Вадим Прасов. Встречаются и откровенные нарушения, о которых и написано в отчете Счетной палаты: 42% проектов размещены на участках, не предназначенных для временного проживания.
Гостиничный бизнес сложнее, чем кажется, особенно за городом, где издержек больше и инвестору нужно серьезно подумать о том, как привлекать гостей. Поэтому поддерживать деньгами государству нужно не всех. Вадим Прасов считает, что больше перспектив у предпринимателей, которые строят глэмпинги в рамках существующих отелей. Это значит, что готовый продукт у бизнеса уже есть и владелец просто наращивает номерной фонд менее затратным способом. Второе возможное направление – поддержка развития туризма на особо охраняемых территориях, где капитальное строительство невозможно.
Независимый эксперт Алексей Кожевников тоже уверен: госорганам нужно тщательнее отбирать проекты, которые претендуют на финансирование из бюджета. «И здесь, конечно, важна компетентность (знание предмета) как на федеральном, так и на региональном уровне по тому, как оцениваются представленные проекты. По земле и оформлению, себестоимости строительства, вложений в инфраструктуру, экономике предприятия в итоге, цене предложения и т. п. Для туриста важно, что будет на выходе и по какой цене, а для некоторых предпринимателей – только получение субсидии. Поэтому профильные органы должны разбираться и отделять мух от котлет на самом раннем этапе».
Директор Центра стратегического анализа и разработок Союза туризма и гостеприимства Роман Еремян вообще сомневается в целесообразности выделения денег предпринимателям за счет бюджета. Так как в этом случае конкуренция идет не за интересный продукт, а за доступ к ресурсам, которые должны удешевить стройку у получателей таких грантов.
Эксперт считает, что логичнее отрегулировать систему налогообложения, чтобы бизнесу было выгодно вкладываться в гостиницы без дополнительных стимулов.
«Надо устранить причину необходимости поддержки – неконкурентоспособность регулирования по сравнению с зарубежными конкурирующими локациями, неравенство налоговых режимов внутри страны, ввести отраслевую налоговую систему, особенно что касается фискальной нагрузки на труд», – перечислил свои предложения Роман Еремян. Стремление чиновников во что бы то ни стало нарастить количество гостиничных номеров он считает ошибкой. «Надо прекратить гнаться за количественными показателями и плодить все больше номерного фонда, не обладающего значимой эмоциональной ценностью для потребителя. Надо прекратить плодить прожекты для сезонной эксплуатации в медвежьих углах и так далее». Наш собеседник предлагает четко сформулировать цели развития туротрасли и, уже отталкиваясь от них, планировать инструменты поддержки.
Ранее «ТурДом» писал, что на «Авито» массово публикуются обьявления о продаже глэмпингов либо доли в этом бизнесе.