На официальном портале Правительства РФ regulation.gov.ru проходят публичные обсуждения проекта приказа Минтранса о разделении с аэропортами ответственности за пассажиров проблемных авиакомпаний. Они продлятся до 28 февраля. По мнению регулятора, если авиакомпания не может оказать услуг перевозки из-за своей несостоятельности, приостановки деятельности или аннулирования сертификата, аэропорты должны взять на себя «обязанности или их часть по договорам воздушной перевозки».
В частности, авиаузлы должны будут за свой счет обеспечить пассажиров напитками при задержке рейса свыше 2 часов, а также горячим питанием и разместить их в гостиницах в случае, если вылета приходится ждать свыше 6 часов. На данный момент эти услуги оплачивает авиакомпания. Изменения предлагается внести в пункт 99 «Общих правил авиаперевозки пассажиров».
В проекте приказа также отмечается, что возникшие расходы могут быть компенсированы в судебном порядке «в соответствии с гражданским законодательством РФ».
Реакция представителей воздушных гаваней оказалась вполне предсказуемой: они резко негативно отнеслись к законопроекту. «Мы категорически против такой постановки вопроса. С чего это вдруг мы будем делить зону ответственности с частной авиакомпанией, которая не может исполнить своих обязательств перед пассажирами?! Если они неправильно ведут свою экономическую политику, никто в этом не виноват», – заявил корреспонденту портала TourDom.ru генеральный директор ассоциации «Аэропорт» гражданской авиации Виктор Горбачев.
По его мнению, если инициатива пройдет, то аэропорты будут вынуждены заложить расходы на такие случаи в ставку обслуживания авиакомпаний. Что в конечном итоге ударит по кошелькам пассажиров, так как перевозчики, в свою очередь, повысят цены на авиабилеты. Эксперты также предупреждают, что в случае банкротства авиакомпании возместить расходы аэропортов будет достаточно сложно – они окажутся в очереди кредиторов.
Впрочем, по словам наблюдателей, вряд ли инициатива министерства жизнеспособна. Возложить обязанности одной коммерческой структуры на другую по российскому законодательству нельзя. Поэтому у обсуждаемого проекта нет правовых оснований.
Напомним, что в Минтрансе представили и другой вариант решения проблем в случае финансовой несостоятельности авиакомпании. Речь идет о создании страхового, или компенсационного, фонда перевозчиков. Однако по вопросу о том, как он будет наполняться и администрироваться, у его инициаторов на сегодняшний день нет однозначного решения.