Tourdom.ru: новости, форум, тренинги, вебинары, работа в туризме

Продажа авиабилетов требует госрегулирования?

Эксперты считают, что юридические нормы отстают от рынка

09.01.2014, 18:16

Скандал с аннуляцией консолидатором авиаперевозки «Авиа Центр» нескольких тысяч билетов, приобретенных на сайте Eviterra, может повлиять на изменения действующего законодательства с целью приведения его к реалиям рынка, которые, по мнению экспертов, опережают юридические нормы на несколько лет.
Общественная палата уже отреагировала на скандал предложением: билетные продажи необходимо приравнять к продажам туров, так  как «по сути, реализация билетов и путевок ничем друг от друга не отличаются». Кроме того, предлагается создание саморегулируемой организации продавцов билетов, у которой был бы свой гарантийный фонд по типу Турпомощи.
С тем, что в законодательство необходимо вносить изменения, согласен и председатель правовой комиссии РСТ Георгий Мохов, однако, по его мнению, нельзя смешивать транспортные и туристические услуги и подводить их регулирование под один закон. «Авиаперевозка – это отдельная специфическая услуга, регулированием которой должны заниматься Минтранс и Росавиация. Хотя и в туристическое законодательство необходимо внести некие общие положения, касающиеся продажи билетов», – считает эксперт. Он также заметил, что в интересах авиаперевозчиков было бы самим участвовать в выработке правил для субагентов и агентов и контролем их соблюдения, а также регулированием всей цепочки договорных отношений между авиакомпаниями, консолидаторами, субагентами, продавцами и конечными потребителями.
Отдельно стоит сказать и о правомерности действий «Авиа Центра». Руководитель претензионно-искового отдела ЮА «Персона Грата» Александр Байбородин заметил, что ситуация вызвала коллизию нескольких законов. «С одной стороны, согласно Закону «О защите прав потребителей», пассажиры оплатили перевозку по указанному счету и имеют на руках билет, то есть договор перевозки с авиакомпанией, а потому вправе требовать оказания оплаченных услуг. С другой – найдется немало доводов в защиту и интересов «Авиа Центра» и авиакомпаний. Eviterra в отношениях с клиентами, вероятнее всего, действовала от своего имени, а потому права и обязанности по сделке по бронированию и оплате авиабилета, согласно Гражданскому кодексу РФ, могли возникнуть именно у нее. В законе отсутствуют нормы, предписывающие авиакомпаниям провозить пассажиров бесплатно, а деньги за перевозку, судя по всему, зависли в Eviterra на стадии договора «бронирования и оплаты перевозки», – пояснил г-н Байбородин. Он добавил, что ситуация, скорее всего, будет разрешаться «политически» – решениями авиакомпаний, крупных агентов или даже при помощи «подсказки» сверху. И если все будет происходить сугубо в правовом русле, то в судах будет поломано немало копий при участии юристов от всех сторон.
Между тем на своем сайте Следственный комитет сообщил о возбуждении уголовного дела по признакам совершения мошенничества в особо крупном размере в отношении пока неустановленного списка лиц. «По версии следствия, в течение 2013 года сотрудники компании Eviterra осуществляли продажу билетов на рейсы различных авиакомпаний от имени ООО «Авиа Центр», однако полученные от граждан денежные средства в размере свыше 1 млн рублей во исполнение имеющихся обязательств по субагентскому договору с ООО «Авиа Центр» не перечислили и распорядились ими по своему усмотрению», – сообщил представитель СК РФ Владимир Маркин.

Как защитить права туристов, покупающих билеты на сайтах? Участвуйте в опросе на www.hotline.travel

Обсудить новость

Ещё по теме