Tourdom.ru: новости, форум, тренинги, вебинары, работа в туризме

Алексей Кожевников: «Мы должны делать это ради будущего своего, а не назло кому-то»

В чем проблемы индустрии туризма и как ей помочь

23.03.2022, 09:29
Алексей Кожевников: «Мы должны делать это ради будущего своего, а не назло кому-то»

Алексей Кожевников, вице-президент «Опоры России», проанализировал готовящиеся меры поддержки турбизнесу и объяснил, что с ними не так. Статья об этом «Дайте удочку, а не рыбу» сегодня опубликована в «Ведомостях». Но поскольку далеко не все имеют платную подписку на издание, приводим здесь основные тезисы.

Комментарий Кожевникова о готовящихся мерах поддержки туриндустрии
В разработке кредитные каникулы сроком до 6 месяцев и льготное кредитование по ставке до 8,5% годовых, оборотные кредиты сроком до одного года и инвесткредиты на срок до 3 лет.

«Кредитные каникулы до сентября по кредитам, взятым до 1 марта 2022 года, конечно, могут облегчить долговое бремя. Но даже если в ближайшие месяцы мы увидим серьезное улучшение ситуации и снятие части санкций, очевидно, что въездной туризм в Россию не восстановится, а главным препятствием для внутреннего туризма станут резкий рост инфляции и сильное падение реальных доходов населения.

Льготные оборотные и инвестиционные кредиты даже под 8,5% кажутся привлекательными только на фоне стандартных нынешних ставок (выше 20%). Для турбизнеса такие кредиты непосильны. Как отдавать деньги по 8,5%, если при существующих административных барьерах и налоговом бремени рентабельность туристического бизнеса даже в 5% выглядит несбыточной мечтой».

Программные предложения Кожевникова:
– В туризме должны произойти серьезные изменения в налоговой, инвестиционной и регуляторной политике, чтобы рентабельность отрасли позволяла ей развиваться, а не жить от зарплаты до зарплаты.

– Необходимо освободить предпринимателей от избыточного давления, проверок и регулирования. То есть уйти от картинки, когда предприниматели постоянно просят у государства минимальных льгот и послаблений, а правительство иногда что-то им дает.
– Предприниматели должны иметь такие правила игры, чтобы не пришлось просить у правительства льгот. А если им что-то и дали, то это должно остаться у предпринимателей для развития, а не для уплаты очередного административного барьера, созданного очередным нормативно-правовым актом.
– Нужна реальная свобода предпринимательства, а не новые ограничения еще и внутри страны. Бизнесу от государства нужна не «рыба» в виде коротких кредитных каникул или льготных, но всё равно неподъемных кредитов, а «удочка» в виде смягчения административного и финансового давления.
– На смену нынешней модели экономики благодаря реформам должна прийти новая экономическая реальность. И эта реальность должна быть понятна и интересна тем, кто сегодня, к сожалению, остался или еще останется без работы. «Рыбу» бизнес прекрасно поймает и сам, если ему не мешать.

Цифры, которые многое объясняют:
– По данным Росстата, в нашей стране даже в 2019-м, допандемийном году было 28 302 коллективных средства размещения (КСР), включая гостиницы, на 992 601 номер, или в среднем 35 номеров на одну гостиницу. Около 80% объектов работали на упрощенной системе налогообложения (УСН). То есть предпринимателям было невыгодно создавать более крупные проекты и переходить на стандартную систему налогообложения или даже просто легализовать свой бизнес. С тех пор ситуация по известным причинам только ухудшилась.

– Средняя зарплата у официантов и горничных по стране 20–40 тыс. руб. (при нынешней инфляции это, по сути, деньги на уровне прожиточного минимума). Но повысить зарплату персоналу предприниматели в турбизнесе физически не могут. У них нет возможности конкурировать за кадры, даже курьеры сетевых магазинов и сервисов доставки продуктов зарабатывают больше.

Стратегия:
«Курс на развитие отечественного бизнеса и национальной экономики правильный, вне зависимости от наличия или отсутствия санкций. Мы должны делать это ради будущего своего и тех, за кого мы в ответе, а не назло кому-то. Правительству важно иметь свое концептуальное видение развития и формирования новой экономической стратегии, понимать, какой должна быть экономическая повестка в ближайшие 10 лет. И уже исходя из этого принимать решения по конкретным отраслям с тем, чтобы работать в них было легко и выгодно».

Обсудить новость

Ещё по теме