На туристическом рынке Таиланда еще осенью произошли изменения, последствия которых можно в полной мере оценить лишь в разгар сезона. Главным образом, они были вызваны ростом турпотоков - причем не только из нашей страны, но также из Азии и Европы. Отельная база Сиама не готова к такому наплыву отдыхающих, российские туроператоры и местные принимающие компании борются за дефицитные номера. При этом у тайских фирм еще и сокращаются прибыли от продажи дополнительных услуг на курортах.
Тайский турбизнес меняет правила
Очень жесткая земля
В высокие даты зимы-2006/07 отели Таиланда не могут принять всех, кто желал бы в них остановиться. Эта проблема наиболее остра в Паттайе, которая теперь особенно востребована, отчасти из-за нового международного аэропорта Суваннапум, открывшегося недалеко от города в минувшем сентябре.
Вряд ли в ближайшее время дефицит гостиничной базы будет ликвидирован: в Таиланде практически не появляются новые объекты размещения. Так, в прошлом году номерной фонд страны увеличился всего на 2%. «Финансировать строительство отелей невыгодно, слишком долго ждать, пока они окупятся, - комментирует Виктор Кривенцов. директор по продажам Royal Cliff Beach Resort: и вице-консул Российской Федерации в провинциях Чолбури и Районг. -Инвесторы предпочитают вкладываться в жилую недвижимость». (Аналогичная ситуация, кстати, характерна и для многих других направлений, например Мальты.)
Перед началом сезона владельцы популярных таиландских гостиниц класса 3-4* в условиях нехватки мест начали массово повышать тарифы. Кто-то ограничился 5%, а некоторые подняли планку на 25% (по сравнению с тем же периодом 2006 г.). При этом бронирование идет «наперегонки»: принимающие турфирмы буквально выхватывают друг у друга свободные комнаты. Те, кому они не достаются, обречены на постыдную перекупку номеров у более удачливых конкурентов. «Особые преимущества у тайских операторов, которые в прошлом году сумели продемонстрировать хотельерам хорошие продажи и позаботились о бронировании еще летом», - комментирует Андрей Шедко; менеджер по продажам и маркетингу тайской компании Destination Paradise.
А в следующем сезоне на направлении могут кардинально измениться условия бронирования. Российским операторам, не привыкшим замораживать крупные суммы в гостиницах этой страны, придется брать жесткие блоки, причем не только на период новогодних праздников, но и на всю зиму.
«Жесткие квоты мест для турфирм - единственное средство эффективно работать в сложившейся ситуации», - уверен Виктор Кривенцов. В Royal Cliff первый депозит за комитмент должен составить 10%, какие условия выставят другие отели - пока неизвестно.
Участники российского рынка надеются, что дальше разговоров дело все-таки не пойдет. Но в целом общий настрой таков: чему быть - того не миновать. «Мне кажется, пока рано говорить о тотальном переходе на жесткие блоки как о свершившемся факте. Давайте подождем следующего сезона, - считает Роман Рыбаков. РR-директор TEZ TOUR. - Но даже если это случится, мы готовы». «Хотельеры хотят большей стабильности и предсказуемости, их можно понять, -комментирует Максим Лобанов, президент «Компании ПАКС». - Это реакция на возросший спрос. Рано или поздно это должно было произойти». «Что ж, на многих других массовых направлениях элотменты давно канули в прошлое. Настала очередь Таиланда», - подытоживает гендиректор компании «Аникотур» Александр Абрамов.
Застывший дворец и замороженная фабрика
Принимающие компании Таиланда активно сотрудничают с ювелирными магазинами и фабриками - имеют от них бонусы за поставку клиентуры. После посещения достопримечательностей туристов завозят «на точку», демонстрируют им драгоценности и уговаривают приобрести. Турфирма обычно получает за это бесплатный автобус для организации экскурсионного трансфера и, по неофициальным данным, 15% от суммы каждой покупки, причем цена изделий колеблется в пределах $500-10 000. Помимо этого некоторые магазины выплачивают лично гидам по 100 бат ($3) за покупателя. Сумма небольшая, однако на нескольких заездах вполне можно заработать на карманные расходы.
Но в последнее время русские туристы стали меньше интересоваться ювелирными изделиями, и местные турфирмы теряют существенный источник дохода. «Многое, конечно, зависит от искусства гида убедить клиентов заехать на предприятие, -говорит Андрей Шедко. -Но мы начали использовать собственный транспорт, чтобы не зависеть от фабрик и магазинов».
Вероятно, чтобы компенсировать недополученную прибыль, инкаминговые туроператоры попытались в се-зоне-2006/07 выгадать на стандартных экскурсиях -исключили их из турпакетов и начали продавать не по оптовым ценам через российских партнеров, а в розницу -напрямую туристам по их прибытии на курорт. Посещение королевского дворца в Бангкоке в сопровождении гида стоит $20 - на 5-10% дороже, чем раньше, в рамках «обязательной программы».
Но вместо дополнительных доходов тайцы получили убытки. Они не учли, что многие россияне уже по нескольку раз бывали в их стране, видели основные достопримечательности и добровольно покупать стандартные экскурсии не собираются. Тем более что они всегда могут устроить самостоятельный «культпоход» в храм Будды или тот же королевский дворец всего за $5, а всю информацию легко найти в Интернете или путеводителях.
Не пострадали от нововведения разве что российские операторы. «Когда стандартные экскурсии перестали включать в турпакеты, они подешевели, -говорит Александр Абрамов. - Это дополнительно мотивирует спрос».