С 1 января 2008 г. в силу вступила 4-я часть Гражданского кодекса РФ, глава 76 которой ввела новые требования в отношении наименований ком-паний. Так, п. 4 статьи 1473 запрещает использовать «полные или сокращенные официальные наименования Российской Федерации, иностранных государств, а также слова, производные от таких наименований…».
Разумеется, это относится и к турфирмам. Если говорить об операторах, то в Едином федеральном реестре корреспондент «ГЛ» обнаружил не менее 20 компаний, которые допустили «крамолу». Это, к примеру, «Венгрия тур», «Мальдивиана», «Чайна Трэвел», «Итал тревел», «Ростревел». Кстати, именно производные от слова «Россия» чаще всего встречаются в фирменных наименованиях. Однако, согласно обновленному кодексу, такое допустимо только с разрешения правительства и при условии, что более 75% акций предприятия принадлежит государству.
Пункт 3 статьи 1474 запрещает фирме брать название, которое уже использует другая компания, осуществляющая аналогичную деятельность. Уместно привести такие примеры из реальной жизни: «Вояж ТК», ВОЯЖ, «Вояж»; «Континент», КОНТИНЕНТ, «Кон-тинент тур» и «Континент-тур». В подобных случаях «в дамках» окажется тот, кто зарегистрировался в Едином госреестре юрлиц (ЕГРЮЛ) раньше своих «тезок». Александр Байбородин, юрист ЮА «Персона Грата», поясняет: «Все организации, чьи наименования, согласно ЕГРЮЛ, не соответствуют Гражданскому кодексу, обязаны будут с 2008 г. при первом же изменении учредительных документов поменять свое название и привести его в соответствие с законом». Иначе налоговые органы вправе отказать нарушителям во внесении записи в ЕГРЮЛ. А однотипное название может привести и к суду с первообладателем имени.
Между тем многие участники туррынка, к которым новые требования теоретически имеют отношение, не готовы комментировать ситуацию. «Мы пока не обсуждали в компании этот вопрос», – сообщила корреспон-денту «ГЛ» Галина Лункина, PR-менеджер «Чайна Трэвел».
А представители московского «Континент-тура» уверены, что смогут доказать свою более раннюю регистрацию. «Наша компания и прежде сталкивалась с «двойниками», привыкли, мы на рынке уже 12 лет», – говорит Игорь Самойлов, ведущий менеджер фирмы.