Нужно ли регулировать цены на отдых в России?
На фоне закрытых границ правительство и околовластные структуры пытаются взывать к совести предпринимателей и чуть ли не насильно удешевить отдых в России. В ход идут и пряник кешбэка, и кнут угрозы санкциями. О том, почему это не сработает, рассуждает колумнист HotLine.travel, владелица туроператорской компании Екатерина Тропова
Уши госрегулирования
Экономика должна быть экономной. Она – наука точная и, как ее ни крути, сводится к до скрежета зубовного к простой формуле «товар – деньги – товар». Нынешние попытки правительства ставить эксперименты над экономикой туристической отрасли напоминают спор пятилетки с мамой: «Не надену шапку, это вам в минус 10 холодно, а мне – не холодно!» Однако уши мерзнут вне зависимости от того, что именно утверждает рот. Да, потерпеть можно, но факт терпения не отрицает факта замерзания.
Так и здесь. Можно, конечно, поиздеваться над отраслью, снять с ее ушей шапку рыночных механизмов и отправить на мороз госрегулирования. Вероятно, некоторое время это даже будет так функционировать – потерпят. Но довольно быстрая пропажа интереса собственников к бизнесу, который «отморозил уши», работая в пользу чьего-то чужого кармана, весьма вероятна. Все наши уставы начинаются с посыла, что бизнес создан для зарабатывания денег. Про создание непосредственной финансовой выгоды для клиента там ничего не сказано.
Зарабатывать – грех?
Тем более, как бы мы ни любили туризм, «дешевый отдых на море» всё-таки не является базовой потребностью человека: это не вода и не еда, без которых невозможно физическое существование. Попытки властей настроить туристический бизнес на «социальный» лад понятны и объяснимы в новой реальности, но от этого не становятся более логичными с точки зрения экономической теории. И обвинения в духе «Турбизнес зарабатывает на туристах!» звучат довольно нелепо, потому что именно это – его прямая функция, он за тем и создавался владельцами, в том нет вообще никакого греха. Владельцы хлебных лавок, вот сюрприз, тоже открывают их именно за тем, чтобы зарабатывать на едоках хлеба. Никакой романтики.
Чтобы отели были дешевле – их должно на всех хватать. Пока номерного фонда меньше, чем желающих в него заселиться, цены будут расти. Это не странно, не ужасно и не удивительно – это закономерное поведение рынка. Та же история с авиаперевозками: они дешевеют, когда значения «спрос / предложение» достигают некоего оптимального соотношения для перевозчика. Из-под палки не сработает: ни один частный бизнес не враг сам себе, чтобы, например, упорно завышать цены в отсутствие спроса, теряя последних клиентов и доверие партнеров. Если цены растут, значит, по этим ценам продается. Если заставить бизнес продавать дешевле, чем он может продать, то очень быстро станет скучно.
Деньги из тумбочки
Когда знакомишься с новостной повесткой отрасли внутреннего туризма, создается ощущение, что и потенциальные клиенты, и представители власти уверены, что бизнесмены берут деньги из тумбочки, поэтому можно придумать любое – в тумбочке всё равно не закончится. Но вот незадача: чтобы туристы могли на новом самолете прилететь в красивый отель отдыхать, всю эту петрушку надо на что-то содержать. И если насильственными методами запрещать бизнесу использование рыночных механизмов регулирования ценообразования, то у него… не будет денег. Либо их нужно будет брать из каких-то иных источников по принципу «если где-то убыло, значит, где-то прибыло». Предположим, авиакомпании нужно на содержание и развитие определенное количество денег. Если заставить ее, например, удешевить билеты на юг, то это неизбежно приведет к росту стоимости билетов на север, потому что от того, что туристу станет приятнее, потребности перевозчика не изменятся.
Это же касается, например, и овербукинга, который предлагает запретить новый главный экономический регулятор страны в лице некоего Общероссийского народного фронта. Не очень понятно, зачем в экономике фронт – и кто там с кем воюет, но это лирика. А «физика» в том, что это только в фантазиях чиновников деньги на штрафы и санкции бизнесмен достанет из вышеупомянутой тумбочки. В суровой же реальности риски нарваться на штраф будут заложены… в стоимость остальных услуг, которая не должна расти. Получается замкнутый круг: чем больше санкций, тем больше рисков нужно закладывать в себестоимость. Чем больше рисков, тем выше стоимость услуги. Чем выше стоимость услуги, тем больше недовольства со стороны чиновников и самих отдыхающих. И так до бесконечности.
Чем помазать?
Безвыходных ситуаций не бывает. Тем более нельзя утверждать, что на рынке происходит что-то необъяснимое и вопиюще ужасное. Напротив, процессы примитивны: туристы на этот сезон не поместились в имеющиеся гостиницы, не влезли в самолеты и дорог им тоже не хватает. И если государство настроено на долгосрочные программы развития туризма и рассчитывает, что хотя бы какая-то часть отдыхающих не вылетит немедленно за пределы страны после открытия границ, а даст Родине еще один шанс, то и бороться надо не со следствием в виде подорожания отдыха, а с причиной в виде отсутствия достаточного количества инфраструктуры в первую очередь.
Российский внутренний туризм на данный момент тем и прекрасен, что его развитие не требует никакой заковыристой аналитики. Не хватает самых элементарных вещей типа горячей воды, туалетов, заправок вдоль дорог, самих дорог.
В большинстве регионов настолько ничего нет, что любое изменение сразу же начинает привлекать внимание туристов» |
Одинокая юрта в 100 км от Воркуты – и та находит своего клиента, потому что альтернатива юрте – ночевать в сугробе. В отдаленной Териберке нет заправки, но туда всё равно едут. Не нужно быть экономическим гением, чтобы предположить, что с появлением заправки туда поедут с еще большим интересом. Better done than perfect. Не нужно пытаться как лучше. Можно сделать просто нормально, и тогда оно будет работать.