Конкурируют все?
Частное досье
Если индийские хотельеры уверены в завтрашнем дне, то операторы, ориентированные на клиентуру из России, обеспокоены конъюнктурой рынка. Прежде чем говорить о причинах этого, ознакомимся с кратким досье игроков рынка Гоа, на которых мы эпизодически ссылались в предыдущих материалах.
Инкаминг в штате контролируют компании SITA, Minar, Le Passage to India, Travel Corporation of India (TCI) и Travelpak. Туристов из нашей страны наиболее активно обслуживают первые три оператора.
SITA- одна из крупнейших принимающих структур в Индии вообще и в Гоа в частности. Существует 50 лет, головной офис - в Дели. Филиалы - по всей стране, а также в Непале и Шри-Ланке. В компании работает 350 человек.
С 2000 г. входит в холдинг KUONI DМС (Destination Managment). Европейский менеджмент - одно из отличий оператора от индийских конкурентов. За сезон 2006 он принял в Гоа порядка 40 тыс. человек, из них 10 тыс. -- наши соотечественники
Российский рынок компания считает одним из самых перспективных. Сотрудничает с UTE Megapolis Group, «Пегас Туристик», «Турбаза-ром», «Турбюро Москва». Дипак Шарма,заместитель генерального менеджера по продажам в России и СНГ всех филиалов компании, принадлежит к высшей касте брахманов. В совершенстве владеет русским языком.
Гендиректор гоанского офиса Эрнест Диас - потомок португальцев, которые (с 15 века) господствовали в Гоа (они, как шутят индийцы, завезли сюда католичество, кокосовые пальмы и крокодилов, которых прежде в их стране не было).
Важная деталь: руководитель подразделения SITA в Гоа по совместительству является вице-президентом местной Ассоциации путешествий и туризма (Travel & Tourism Association of Goa) -единственного профессионального объединения, в которое входят все турфирмы и отели региона (всего 177 членов). Считается, что именно Ассоциация влияет на решение многих проблем в турбизнесе, она приравнивается по своему статусу к национальному офису по туризму и имеет прямые тесные контакты с профильным министерством штата.
Minar является одним из главных конкурентов SITA. Также имеет головной офис в Дели. На рынке с 1992 г. Позиционирует себя именно как специалист по инкамингу из России, но данные об объемах своих турпотоков не разглашает. В нашей стране сотрудничает с КАПИТАЛ ТУР, «Део» и еще рядом фирм направления.
Контроль над хендлингом в аэропорту Гоа - важное преимущество, благодаря которому оператор перетягивает на свою сторону новые отправляющие компании.
Российские операторы в кулуарах говорят, что «минаровцы» бравируют принадлежностью лидеров своей компании к сикхизму. Сами они это, разумеется, отрицают. Кстати, шеф гоанского офиса Minar Гуриндер Чопра сейчас активно учит русский язык, а выглядит вполне по-европейски. Чалму и бороду не носит.
Компания Le Passagе была основана пять лет назад бывшим директором Арджуном Шарма (кстати тоже брахманом) SITA, который покинул это предприятие после продажи швейцарскому Kuoni. Сейчас в штате Le Passage работает 250 человек, его хед-офис, как и у остальных игроков, находится в Дели. Многие до сих пор рассматривают туроператора как продолжение SITA, хотя, по сути, они являются прямыми конкурентами.
В России Le Passage сотрудничает с «Гоа тур», «Коннайсанс Тревел» и «Гранд Тур», в сезон принимает еженедельно около 200 россиян, около 500 скандинавов, около 900 англичан.
Информация о принадлежности топ-менеджмента компании к той или иной касте или религиозному течению не распространена. Зато известно, что гоанский офис возглавляет молодая амбициозная женщина Решма Алвес. Она ведет жесткий, четкий бизнес, причем очень по-европейски - например, придерживается строгих временных рамок в решении любых вопросов. Конкуренты-мужчины считают эту бизнес-леди достойной соперницей.
ТСI - один из старейших индийских туроператоров, на рынке более 70 лет. Располагает офисами почти во всех городах Индии, а также в Японии, США и Великобритании. Совладельцем ТСI является авиакомпания Emirates, что обеспечивает туроператору стабильную финансовую поддержку. В России он сотрудничает только с Ланта-тур вояж по эксклюзивному контракту. Между тем некоторое время назад у компании был еще один партнер -«Транссшоу». В кулуарах говорят, что именно после скандального краха этой фирмы ТСI стал крайне осторожен в выборе партнеров из нашей страны. В пиковые даты компания еженедельно принимает около 355 российских туристов.
Руководитель гоанского офиса Алоо Гомес Перейра происходит из очень известной в Индии семьи адвокатов, имеющей, очевидно, португальские корни. Утверждает, что его дед принимал непосредственное участие в создании законов штата. Любопытный факт: г-н Перейра живет на улице под названием Гомес Перейра. Такое же имя носит и его дом.
Тгаvе1раk- британская компания с головным офисом в Лондоне и отделениями в Дели и Гоа. Возглавляет предприятие кениец Ашок Патель. который работает и живет в Лондоне. Существует Тгаvelpak с 1981 г., за сезон принимает в Индии около 10 тыс. туристов со всего мира. Россию как основной рынок не рассматривает, сотрудничает только с компанией «Санрайз Тур». (Данные о SITA, Minar и La Passage предоставлены самими туроператорами, а также их индийскими и российскими коллегами. Информация о ТСI и Travelpak получена от их российских партнеров. - Прим. ред.)
Или хорошо, или ничего
Конечно, инкаминговые туроператоры Гоа жестко конкурируют между собой, но официально никогда это не подтвердят. В Индии считается хорошим тоном признавать во всем и во всех, в том числе и в соперниках, только положительные стороны. Да и потом - все люди братья.
«Мы, например, просто заняли свою нишу, и нам нет дела до других. А вообще я вам скажу так: все индусы стремятся к гармонии. Если соседу хорошо, значит, хорошо и нам. Зачем с кем-то бороться?» - размышляет Гуриндер Чопра.
Но на самом деле конкуренция между ними очень острая. Каждый пытается доказать рынку, что его позиции сильнее и авторитетом он пользуется куда большим. Это проявляется буквально во всем. Например, представителям российских фирм в Гоа доводилось получать серьезные выговоры от принимающих компаний за «сомнительные» разговоры с сотрудниками конкурентов, даже на отвлеченные темы. Сам факт такого общения скрыть обычно не удается: сарафанное радио в Индии -один из главных видов связи.
Но, несмотря на профессиональную ревность, местные бизнесмены способны к консолидации. «Когда нам нужно решить общие проблемы, мы объединяемся. Ведь наша главная цель - развивать рынок», - отмечает Эрнест Диас. А проблем, надо сказать, хватает.
Отели - они же конкуренты
Принимающие туроператоры, ориентированные на клиентуру из России, очень обеспокоены подорожанием гостиничных услуг. «Сейчас это наша главная головная боль», - констатирует Дипак Шарма.
Чтобы хоть частично нивелировать повышение цен, туроператоры хотят добиться от государства фискальных уступок. «Мы будем ратовать перед министерством за отмену или уменьшение 4,9-процентного налога на туруслуги, введенного в прошлом году, - говорит Эрнест Диас, - Надеюсь, к концу марта что-то удастся решить».
Действительно, принимать меры надо срочно, иначе можно проиграть борьбу за клиента своим же партнерам - хотельерам. Некоторые владельцы гостиниц на юге штата начали активно продавать услуги непосредственно на российском рынке, причем прямому потребителю. А поскольку их постояльцы -люди состоятельные и привыкшие к VIP-обслуживанию, они заодно организуют им трансферы из аэропорта и экскурсии по запросу. Для обеспечения сервиса некоторые отели уже наняли русских менеджеров.
Компенсировать ослабление позиций на юге за счет укрепления на севере нереально: значительная часть турпотока в экономичный регион состоит из туристов-дикарей, которых даже нет смысла «одомашнивать». «Инкаминговые туроператоры могли бы частично взять под контроль эту нишу рынка, если бы выкупали блоки в недорогих гостиницах, но работать с ними невыгодно - слишком маленькая прибыль», - комментируют эксперты.
Осторожно: агрессивные таксисты
Ну, и еще одна общая напасть туроператоров - таксисты. Водителям автобусов принимающих структур временами приходится сражаться с ними за право забрать группу на экскурсию, а индивидуальным туристам и вовсе надо держать ухо востро, чтобы не расстаться ненароком с большими деньгами и не спровоцировать агрессию. Причина в том, что губернатором Гоа является Эс Си Джамир, бывший таксист, который и обеспечил такое влияние своим эксколлегам. Примерно год назад они решили, что турфирмы их незаслуженно притесняют, отправляя за клиентами исключительно свои автобусы. И написали письмо в Министерство по туризму Гоа с просьбой позволить им хотя бы два раза в неделю без помех обслуживать иностранных гостей. Власти согласились и установили «дни таксиста» - каждую среду и пятницу. Принимающие компании были вынуждены перекраивать экскурсионные программы. Если же таксисты замечали, что туристический автобус приблизился к отелю в «запретный» день, могли запросто поколотить шофера. Промучившись таким образом, операторы наконец собрали подписи со всех членов Ассоциации путешествий и туризма Гоа и подали в суд на таксистов. Процесс завершился в пользу туркомпаний, и в канун нового 2007 г. «дежурство» отменили.
Да только таксисты с этим не смирились. До сих пор они окружают отели в ожидании клиентуры. Обычно среди них есть «консолидатор», который договаривается с туристами и распределяет по машинам. Если он почувствовал деньги, ни за что не отпустит клиента. Я сама наблюдала ситуацию, когда разъяренный таксист был готов наброситься на водителя от турфирмы, который приехал за мной из Панаджи, чтобы отвезти на интервью. Просто накануне я неосторожно обмолвилась, что, возможно, воспользуюсь его услугами на следующий день. «У нас после отмены «дней таксистов» плохо идут дела. Никакого бизнеса», -пожаловался мне потом Рупеш, «консолидатор» при моем отеле.
Репы принимающих компаний рассказывают, что таксисты иногда требуют плату с туристических автобусов за въезд на территорию «их» отеля. «При южных гостиницах высокого класса такого сейчас не встретишь. Но на севере, к сожалению, все возможно», - комментирует Дипак Шарма.
«Вредные» гиды
В сфере экскурсионки у инкаминговых компаний также много соперников. С ними конкурируют даже... туристы- гиды, которые зарабатывают на жизнь «левыми» экскурсиями. «Ими становятся туристы-дикари с севера, -рассказывает Виктория Кизимова. директор по туризму UTE Megapolis Group. -Ходят по пляжам, предлагают экскурсии в два-три раза дешевле, чем у принимающих компаний, а качество обслуживания у них, разумеется, очень низкое. Нередко даже транспорт не застрахован. Потом клиенты жалуются, но сделать никто ничего не может».
Промышляют нелегалы на юге. Ведь туристы с севера (к коим они сами и относятся) часто не в состоянии оплатить себе пропитание, не то что экскурсии. Периодически на этих доморощенных экскурсоводов кто-нибудь натравливает полицию, но, как правило, люди в униформе берутся за дело не сразу, и гидам удается успешно скрыться. Тогда репы принимающих компаний, устав от несправедливости, сообща отлавливают «вредителей» и попросту их избивают.
«Вообще такая проблема существует не только в Гоа, -комментирует Анна Подгорная, директор по продажам «Пегас Туристик». - Просто именно здесь можно жить задешево, поэтому сюда и съезжаются любители экзотики. Такое «экскурсоведение» - не бизнес, а просто получение денег на хлеб с маслом».
Гоанцы против «Россиянки»
Ну и самый главный общий враг игроков инкамингового рынка - экскурсионная фирма «Россиянка». Ее создал человек по имени Александр Рудаков, который в свое время работал в одной из известных инкаминговых структур в качестве российского репа и гида. Но когда был расторгнут контракт с приславшим Александра оператором, его попросили уйти. Он остался в Гоа и открыл свой бизнес, который, говорят, до недавнего времени не был официально зарегистрирован.
Люди г-на Рудакова раздают в московских аэропортах листовки с его мобильным телефоном и списком предлагаемых экскурсий. Цены на них ниже рыночных примерно на $5-10. Рассказывают, что все те же туристы-дикари, которых Александр нанял на работу гидами, заезжают за клиентами в отели и доставляют на водопады или плантации специй. Информационное сопровождение в пути якобы совершенно отсутствует, пассажиров развлекают только этнической музыкой. «Когда туристы о чем-нибудь спрашивают, им отвечают: покупайте путеводитель», -сообщают очевидцы.
Возмущает операторов и тот факт, что на своем сайте Александр Рудаков разместил таблицу, в которой сравнивает свои услуги с теми, что предоставляют инкаминговые фирмы. Разумеется, в свою пользу. В частности, делает акцент на то, что может показать клиентам все достопримечательности Гоа за один день и в индивидуальном порядке по групповому тарифу, оплату принимает в любой валюте и в день выезда, а в случае отказа от экскурсии не взимает никаких штрафов. «В существующих принимающих компаниях и вправду есть свои правила заказа, оплаты и отмены экскурсий. Приветствуется, когда деньги вносят заранее, - рассказывает Анна Маслова. - Но обычно руководство очень лояльно. Многие клиенты платят за поездку, когда садятся в автобус. Что касается осмотра всех достопримечательностей за один день, это довольно мучительно, ведь расстояния большие. А цены в турфирмах выше, потому что уровень сервиса лучше и, что самое главное, есть гарантия качества и безопасности».
Говорят, что после экскурсий «Россиянки» одни туристы пытаются жаловаться в разные инстанции, другие же вполне довольны, что сэкономили. За г-ном Рудаковым тем временем якобы охотятся власти. «Его не могут найти, - говорят репы «Пегаса» Сергей Башмаков и Узарбвк Абдылдавв. — Он, кажется, сменил фамилию, кроме того, постоянно перебирается на новое место, а в Гоа множество маленьких городков».
Это как в том анекдоте про неуловимого Джо: не нашли - значит, не очень-то и искали. Потому что мне за несколько дней пребывания в Гоа удалось не только выйти на Александра Рудакова, но и получить от него предложение о трудоустройстве.