Таинственный сикх и банда коричневых
Куда вы попали?
Когда пассажиры приземляются в Гоа после шести с половиной часов ночного перелета, они часто с трудом понимают, куда вообще попали. На самом деле каждый из них в этот момент уже находится в своей индийской реальности.
К примеру, людям с путевками на респектабельный юг штата предстоит провести две недели отпуска, как в кино о жизни раджей на фоне соответствующих декораций. Может, потом они захотят вернуться в это измерение или выберут другую экзотику с более широким ассортиментом впечатлений.
Тот же, кто отдыхал на севере Гоа, который еще называют второй Ибицей, на обратном пути, вполне вероятно, может спросить себя: почему я за те же деньги не отправился в Таиланд? Или: где бы взять еще несколько сотен долларов, чтобы срочно вернуться в Индию? Или: а надо ли вообще уезжать из этой страны? Я иногда задаю себе этот последний вопрос, благо возможность задержаться в Гоа на неопределенно долгий срок мне представилась. Но тогда, покинув самолет и внезапно оказавшись на горячем влажном воздухе после снежной Москвы, я думала только о том, что хорошо бы поскорее где-нибудь заснуть.
Между тем расслабляться в такой момент туристам не рекомендуется - хотя бы потому, что им еще предстоит в режиме спринта пересечь летное поле. Местный аэропорт, когда-то имевший статус военного, весьма скудно оснащен, там нет «рукавов», соединяющих самолеты с терминалом, а автобусы, на которых пассажиры могли бы добраться до зала регистрации, обслуживают лишь регулярные рейсы. Поэтому все прибывшие чартерами, просто идут пешком по ВПП. Иногда на расстоянии нескольких шагов от них мчится, разгоняясь перед взлетом, воздушное судно, а невдалеке под навесом толпятся какие-то люди - это пассажиры, ожидающие сигнала пройти на посадку в свой самолет. Рядом с ними дежурит служащий в синей чалме и с ружьем, его задача - не допускать образования на ВПП пробок. Аэропорт в пик сезона не справляется с трафиком. «Объект начали расширять еще несколько лет назад, сейчас ведется строительство, - говорит Дипак Шарма, заместитель генерального менеджера по продажам в России и СНГ индийской принимающей компании SITA - Но когда работы закончатся, сказать сложно». Решма Алвес, руководитель гоанского отделения компании Le Passage to India, добавляет: «Мы надеемся, что это произойдет в ближайшем будущем».
Карма носильщика
Насчет сроков завершения реконструкции в аэропорту Гоа... Действительно, остается только надеяться. Потому что в отличие от г-жи Решмы большинство индийцев живут по заповеди: никогда не делай сегодня того, что можно отложить на завтра. Если, допустим, кто-то из них пообещал приехать к вам в шесть вечера, не обманывайтесь: встреча может состояться в восемь часов, в одиннадцать или в следующей жизни. Какая разница? Мудрые никуда не спешат, чтобы не отягощать свою карму.
Но как ни странно, когда индиец вынужден бороться за хлеб насущный, он способен демонстрировать завидную расторопность. Еще одна сценка из аэропорта Гоа: едва мы с попутчиками оказались в терминале, к нам подскочили люди в униформе специфического коричневого цвета (от которого, кстати, пошло их нелестное прозвище) и стали выхватывать из рук чемоданы. Еще не оправившись от «прогулки» по ВПП, мы без возражений отдали вещи - подумали, что это такой бесплатный сервис принимающих компаний. Но когда багаж доставили к машинам, носильщики назвали цену-$10.
Если турист отказывается платить, на него может накинуться вся команда «в коричневом». Они, кстати, промышляют и в зале вылета: предлагают за те же $10 обмотать чемодан скотчем, чтобы «не раскрылся по дороге». (Хотя таможенники все равно потом распечатывают сумки, особенно если там упакованы емкости с жидкостью.) «Эти носильщики - что-то вроде мафии, - говорят представители индийских турфирм. - Мы советуем клиентам быть начеку. Впрочем, они бывают и полезны: им можно доверить тяжелые сумки или попросить разыскать представителя принимающей компании. Главное, не платить за это больше $1».
Такса за право улететь
Помимо тесноты в терминале и навязчивых носилыциков-упаковщиков многие отмечают в аэропорту Гоа еще один неприятный момент: покидая Индию, наши соотечественники в отличие от граждан Евросоюза вынуждены платить аэропортовый сбор, который постоянно меняется. «Таксу пересматривают без предупреждения, - рассказывает Анна Маслова. руководитель российских представителей UTE Megapolus group в Гоа. - Совсем недавно она равнялась 300 рупий (примерно $6), а в феврале повысилась до 350 ($8)».
В кулуарах поговаривают, что сумма взноса, как и многое другое в аэропорту, якобы, зависит от Minar. Эта компания выполняет два вида деятельности: занимается приемом туристов и хэндлингом в аэропорту, обслуживая все российские авиакомпании. Между тем Гуриндер Чопра. шеф гоанского офиса Мтаг, так комментирует происходящее: «Все глобальные решения, особенно касающиеся повышения или понижения таксы, принимаются авиавластями. Наша компания вообще не имеет к этому никакого отношения».
Кроме официального сбора за право вылететь из страны существует еще негласная такса, ее собирают с людей, задержавшихся в Индии дольше предусмотренного визой срока. Часто это туристы-дикари, которые едут на север Гоа за изотерическими впечатлениями или дешевыми средствами для погружения в нирвану. В деньгах они, как правило, ограничены, поэтому покупают в московских турфирмах горящие билеты в один конец, визу оформляют самостоятельно, селятся на Гоа в самых экономичных отелях или даже палатках, а то и вовсе бомжуют на пляжах. И когда приходит время, снова «ловят» дешевые билеты для возвращения на родину.
Чтобы закрыть таким «хиппующим элементам» доступ в страну, индийские власти обязали российских туроператоров реализовывать авиаперевозку только в составе полноценных турпакетов. «Каждый год перед сезоном мы получаем официальные письма с напоминанием об этом, - говорит виктория Кизимова. директор по туризму UТЕ Megapolis group. - Кроме того, туристам разрешено отбывать из Гоа рейсами только тех авиакомпаний, которые доставили их в Индию. В противном случае клиентам теоретически предстоит длительное разбирательство с властями».
Однако, по неофициальной информации, обойти эти правила довольно просто: якобы достаточно «на вылете» заплатить $250 некому человеку в аэропорту Гоа. Говорят, его можно узнать по черной чалме и бороде, а «штрафные» ему передают строго под стойкой регистрации. «К сожалению, коррупция - одна из тех проблем, с которой нам приходится бороться», - признает директор гоанского офиса SITA и вице-президент Ассоциации путешествий и туризма Гоа (Travel & Tourism Association of Goa) Эрнест Диас.
Я видела в аэропорту одного человека, соответствующего вышеописанным приметам, но побеседовать с ним, конечно, не удалось - он достаточно нервно реагировал даже на объектив фотокамеры.
.. .Да, к слову о черных чалмах и бородах. Их носят последователи религиозного движения сикхизм. Они часто становятся военными и считают, что к ним следует относится с особым почтением. Известно, что эти люди возглавляют Minar, правда, в офисе упомянутой компании на Гоа я ни одного из них не встретила - видимо, работают они только в делийской штаб-квартире.
* * *
Уезжая из аэропорта Гоа, я думала о том, как бледно он выглядит на фоне бангкокского, хургадинского и даже недавно открытого сочинского. Что ж, возможно, в починку воздушных ворот будет вложена часть прибылей, на которые рассчитывают индийские бизнесмены, повышая цены на гостиничные услуги. Курорту, где ночь в отеле 5* в пик сезона будет стоить $270-300, нужен если не шикарный, то хотя бы более или менее комфортный аэропорт.