Разберёмся, какие изменения правил работы на розничном рынке принесёт законопроект, опубликованный Минкультом
Впору делать ставки – останется ли «Турпомощь» головной организацией розничного рынка или эти полномочия передадут кому-то другому? Масла в огонь подлил законопроект Министерства культуры РФ, опубликованный 5 мая. Он внёс сумятицу в едва наметившееся понимание предстоящей схемы регулирования туристического ритейла. Документ предусматривает создание реестра турагентств на базе «федерального органа исполнительной власти», не упоминая при этом «Турпомощь». Неясен и механизм исполнения законопроекта, не определена стоимость участия в нём, что вызывает у турагентств вопросы по поводу того, к чему им всё-таки готовиться, вступать ли в добровольный реестр, который с согласия и одобрения Ростуризма уже формирует ассоциация «Турпомощь»?
Ну что ж, давайте разбираться.
Ложная тревога
Вопрос администрирования реестра ассоциацией «Турпомощь» до последнего времени считался практически решённым. Не далее как в апреле, выступая на I Всероссийском конгрессе турагентств, глава Ростуризма Олег Сафонов предупредил, что уже с 1 января работа вне реестра станет нелегитимной. При этом говорил он именно о реестре при «Турпомощи», к которому на тот момент присоединилось уже более 1 500 компаний.
Видимое расхождение этих установок и появившегося 5 мая текста законопроекта вызвало информационный шум в профессиональной среде. В адрес самой «Турпомощи» посыпались обвинения в том, что она занималась самоуправством, формируя реестр в добровольном порядке, да ещё и взимая за это с агентств по тысяче рублей.
Представители Ростуризма по горячим следам комментировать инициативу головного министерства не стали, предложив HotLine.travel прислать официальный запрос. Но из приватных источников нам стало известно, что для Федерального агентства спущенный сверху законопроект не стал неожиданностью. Более того, здесь не видят никаких новых обстоятельств в планах регулирования розничного рынка. И действительно, если беспристрастно проанализировать ситуацию, становится понятно, что несоответствия на самом деле нет.
Минкульт в силу бюрократических регламентов обязан был отреагировать на пункт № 16 поручений Владимира Путина, сделанных по итогам заседания президиума Госсовета по развитию туризма. Сведущие эксперты утверждают – это и есть причина появления рамочного документа. Законопроект закрепляет реестр как основу структуризации розничного рынка. Данный факт, кстати, нынешние критики «Турпомощи» в упор не видят, хотя это обстоятельство означает крах усилий лоббистов формата СРО в турбизнесе, в противовес которому когда-то родилась идея реестра турагентств.
Следующий важный момент – документ в том виде, в котором его выпустил Минкульт, определяет основные позиции. В процессе доработки законопроект наверняка изменится. Кроме того, дополнения могут вноситься в отдельных подзаконных актах, которые разрабатывают в ходе консультаций Минкульт, Ростуризм, РСТ и СТА. Если проводить аналогии с бизнесом, то такая модель напоминает договор и приложения к нему. В договоре закрепляются главные базовые условия, а в приложении прописываются детали. Так что вполне возможно, что определённая схематичность законопроекта о реестре преследует целью сделать его более гибким в реализации. Посмотрим, как будет на самом деле. Но уже понятно, что пока оснований для паники нет.
Кому доверят «общак»?
А теперь главные вопросы – кому поручат вести реестр и будет ли участие в нём бесплатным? Начнём с меркантильного.
Наверное, немного найдётся среди нас наивных, кто и вправду верит, что расходы на ведение реестра турагентств возложат не на них самих, а на государство. Такая затея встанет казне в копеечку. Даже примерно понятно, в какую. По неофициальным, но уже озвученным в министерских кулуарах данным, затраты на администрирование реестра федеральным исполнительным органом обойдутся в 240 млн рублей в год. Как только эта красивая цифра попадёт в Минфин и Минэкономразвития, встанет вопрос об отказе от таких расходов за счёт перекладывания их на участников бизнеса. Скорее всего, Минкульт и не понесёт эту явно непроходную идею дальше в правительство. Тем более что в отрасли той же «Турпомощью» создан необременительный для государства пилотный проект добровольного реестра. Конечно, можно предположить и такой вариант: Минкульт выделит у себя или в Ростуризме подразделение, которое будет вести список турагентств, получив из бюджета деньги ради какой-то высокой идеи. Например, для тщательного контроля за деятельностью турагентств и их квалификацией в интересах потребителей. Но это фактически будет означать возврат к лицензированию, что не укладывается в логику действий правительства на протяжении предыдущих девяти лет: государство стремится снизить количество организаций, контролирующих малый бизнес. Кроме того, не будем забывать, что агентствам в Законе об основах турдеятельности отведена скромная роль – по сути, информировать потребителя, основные же риски – на туроператорах. Так что, как ни крути, вариант бесплатного участия турагентств в реестре выглядит как чистая утопия, о ней можно забыть.
Теперь о том, кто же будет вести реестр? Какой именно федеральный орган исполнительной власти? Давайте переберём варианты. Вариант первый, он же последний – Ростуризм. Это федеральное агентство входит в епархию Минкульта, и альтернативы в туризме ему нет. Недемократичный выбор, да, но таковы реалии. Так что если само культурное министерство в ближайшее время не расформируют, поручить ответственность за реестр оно сможет только Ростуризму. Выше мы уже привели аргументы в пользу того, что экономика этого проекта, когда все работы будет выполнять само федеральное агентство, не укладывается ни в какие рамки. Так что Ростуризму предстоит передать администрирование реестра тому, кому оно обойдётся дешевле, кто не обременён статусом, а потому более свободен и гибок в своих действиях, но в то же время подконтролен и гарантирован от коррупции. Самой близкой нынешнему составу Ростуризма общественной организацией является «Турпомощь». И их связывает не только взаимопонимание. Именно под знамёнами «Турпомощи» формируется добровольный реестр турагентств. Эта ассоциация провела большую организационную работу, чтобы сплотить вокруг себя розничный рынок. А агентский комитет при ассоциации уже подсчитал, что на администрирование реестра у неё уйдёт 7,5 млн рублей в год. Не вызывает сомнений, что именно «Турпомощь» – претендент № 1 на ведение реестра. А склока вокруг этого вопроса возникает исключительно из-за того, что есть и другие желающие держать «общак» розничного рынка. Все хорошо понимают, реестр – только первый шаг на пути упорядочения этого сегмента туррынка, и тот, кто захватит инициативу, получит серьёзное влияние на отрасль со всеми вытекающими отсюда дополнительными возможностями.