Турагентов законодательно обяжут устанавливать терминалы по приему карт
Приближается 1 октября, а с ним и срок обязательной установки терминалов безналичной оплаты во всех точках розничных продаж в разных сферах, в том числе туристической. Вступают в силу изменения в статью 16.1 закона РФ «О защите прав потребителей» и Федеральный закон «О национальной платежной системе». Эксперты рассказали, как это отразится на туристической рознице.
Кадр из фильма «Терминал», 2004, с Томом Хэнксом в главной роли
Кому придется ставить терминалы
Прежде всего, надо сказать, что необходимость устанавливать терминалы коснется не всех турагентств и туроператоров. Иметь эти устройства в офисе продаж должны только те, у кого выручка превысила 40 млн рублей за предыдущий год. Не нужно его устанавливать тем, у кого нет доступа в Интернет, и торговым объектам с выручкой менее 5 млн за год, но турагентство – не торговый объект, и к нему это не относится.
Георгий Мохов, учредитель юридического агентства «Персона Грата», считает, что никакой революции не происходит. «Раньше было постановление Правительства, которым устанавливались предельные суммы дохода, после превышения которых обязательной становилась установка платежного терминала. Для микропредприятий эта сумма составляла 120 млн рублей в год. Были свои уровни для малых и средних предприятий. Теперь же установлена единая планка – 40 млн годовой выручки, закрепленная в законе «О защите прав потребителей», что значительно расширяет круг причастных», – сказал юрист. По его словам, случайно совпало, что сумма 40 млн – минимально установленный законом размер оборота для туроператоров нижнего уровня страхования. А поскольку все поставщики турпродукта осуществляют и розничные продажи, основными плательщиками за обслуживание терминалов, по словам экспертов, будут именно малые и средние туроператоры – поскольку у турагентов в среднем обороты меньше.
В поправках к закону речь идет о национальной платежной системе, прежде всего, имеются в виду банковские карты национальной платежной системы «Мир». Но это вовсе не исключает иных платежных систем. В любом случае, любые POS-терминалы принимают карты MasterCard и Visa. Главное с точки зрения новых требований – они должны обслуживать карты национальной платежной системы. Он добавил, что все, кому было нужно, терминалы уже поставили, включая привычные терминалы платежных агентов, принимающих оплату картами. Среди тех, у кого выручка превышала 40 млн, турагентов, не имеющих терминалов, не так уж много.
Однако у самих представителей розницы нововведение вызывает немалое беспокойство.
Среди них развернулась дискуссия о том, как это повлияет на их бизнес. Звучат предположения, что в нынешней ситуации оплата картой для розницы не просто невыгодна, но и нерентабельна, потому что сходу придется отдать как минимум 20 % дохода только за эквайринг (обработку платежей по картам).
Повлияет ли на цену турпродукта
Действительно, есть один нюанс – за обслуживание терминала нужно платить. По словам директора и владельца красноярского «Бюро путешествий «Алеф», Константина Гончарова, плата за эквайринг составляет от 1,4 до 3 % от суммы транзакции (стоимости тура). У розницы есть опасения, что эти расходы подкосят и без того малодоходный агентский бизнес, так как вычитаться они будут из комиссии турагента. «Некоторые раздумывают о том, не переложить ли эти расходы на плечи клиентов. Но в России законодательно запрещено устанавливать разную цену для разных типов оплаты потребителем. И подавать это под соусом сервисного сбора при оплате картой – незаконно», – рассказал турагент. По его словам, большинство коллег воспринимает нововведение спокойно. Транзакционные издержки будут съедать большую часть дохода, если продавать только турпакеты с минимальной комиссией в районе 5 %. В этом случае, а также при максимальной стоимости эквайринга расходы могут доходить не только до 20, но даже до 30 % от выручки турагента. Но это уже зависит от модели ведения бизнеса и выбора туроператоров-партнеров.
Георгий Мохов тоже уверен, что на ценообразование новые нормы никак не повлияют. «Например, при оплате картой за продукты в магазине к сумме чека ничего не прибавляется. Конечно, расходы на «карточные» платежи у предпринимателей будут, но они не повлияют на цену турпродукта. К тому же часть расходов на эквайринг будет вычитаться из налогооблагаемой базы», – сказал эксперт.
Наблюдатели сомневаются, что туроператоры при ценообразовании будут учитывать издержки турагентов за эквайринг.
Два типа терминалов
Для тех, кому только предстоит начать обрабатывать карты физлиц, есть два пути: либо подключить свои POS-терминалы, заключив прямой договор с банком, либо поставить терминал платежных агентов. Как рассказал Георгий Мохов, у них могут быть выгодней условия расчета с банком и схема взаимоотношений с банком для турагентства тоже может быть проще.
В случае с терминалами платежных агентов взимаемая за эквайринг комиссия сопоставима с нижней планкой комиссии банков при работе с ними напрямую. «Комиссия за услугу интернет-эквайринга для турагентств у нас делится на две составляющие: в случае, если оплата идет напрямую туроператору, комиссия составляет 1,5 %; в случае, если оплату турагент принимает на свой расчетный счет, комиссия равна 1,4 %. На сегодняшний день мы работаем с банками-эквайерами, которые входят в топ-10 российских банков», – рассказал представитель Pay.Travel.
По словам наблюдателей, комиссия Сбербанка составляет 1,6 %, столько же берет «Русский стандарт». В Альфа-Банке эта величина зависит от оборота турагентства и рассчитывается индивидуально.
Электронная неизбежность
Устанавливать терминал тем, кто этого по каким-либо причинам еще не сделал при обороте свыше 40 млн в год, всё равно придется. В соответствии с частью 4 статьи 14.8 КоАП неисполнение обязанности по обеспечению возможности оплаты товаров (работ, услуг) путем наличных расчетов или с использованием национальных платежных инструментов в рамках национальной системы платежных карт по выбору потребителя […] влечет наложение административного штрафа на юридических лиц – от 30 тысяч до 50 тысяч рублей. Но дело не только в этом.
«По статистике на одного жителя РФ приходится три банковские карты. Вопрос не в выгоде, а в существовании компании – не принимаешь карты, клиент уходит. А законодатель лишь создает для этого условия, которые необходимо выполнять», – рассказал HotLine.travel Андрей Лиманский, главный руководитель проектов управления электронной коммерции Альфа-Банка.
Повлиять на стоимость турпродукта турагентство, естественно, тоже не сможет. Значит, остается внимательно относиться к выбору партнера как среди туроператоров, так и среди банков или платежных агентов, исходя из желаемой выручки.