Хочешь сделать хорошо, сделай это сам
На момент подготовки этого номера «ГЛ» было известно, что 15 марта на заседании Наблюдательного совета «Турпомощи» будет окончательно принят порядок формирования добровольного реестра турагентств. По словам экспертов, препятствий для положительного решения нет, а значит, первый официальный список розничных компаний появится на сайте Ростуризма. Вестись он будет силами «Турпомощи». Для чего нужен реестр, какие далеко идущие планы могут быть с ним связаны?
Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён
Скептики считают, что добровольный реестр турагентств не что иное, как фикция, ведь подать сведения в него может кто угодно. Например, в отличие от аналогичного инструмента на рынке туроператоров фингарантий здесь не требуется. А взнос в размере 1000 руб. в год не станет серьёзным барьером.
Приверженцы идеи реестра возражают – на данном этапе важно начать структурировать розничный рынок, хотя бы сделать доступным для потребителей перечень агентств, которые считают себя участниками отрасли. Глава «Турпомощи» Александр Осауленко добавляет, что в нынешнем своём состоянии реестр – только первый шаг на пути к прозрачности агентского сегмента: «Со временем планируется дополнить сведения о каждой компании информацией из базы данных органов регистрации, налоговой службы и т. д.». То есть в ближайших планах «Турпомощи» – наделение реестра новыми ценностями, которые будут повышать его достоверность, информативность и в итоге – полезность для потребителей. А значит, появится очевидный смысл и для самих турфирм.
Тысяча рублей – это много или мало?
Несмотря на то что добровольный реестр турагентств проработал в тестовом режиме меньше месяца, по уверению организаторов, в нём уже около 1,5 тыс. турфирм. Правда, взнос пока сделали далеко не все. «Сеть ТБГ обращалась к ассоциации с просьбой отменить ежегодный взнос, пока реестр добровольный, однако нам объяснили, что в бюджете «Турпомощи» не заложены средства под сбор и автоматизацию сведений о розничных компаниях, поэтому без оплаты не обойтись», – рассказала руководитель проекта «ТБГ. Туристические бренды» Татьяна Дмитрова. Наблюдатели полагают, что разговоры о сумме взноса носят временный характер. Как только список легально действующих турагентств появится на сайте Ростуризма, вопрос оплаты снимется сам собой. И действительно, тысяча рублей в год за информационную справку о себе на профильном государственном портале – не так уж критично. Тем более что сам факт вхождения в реестр в дальнейшем может сыграть ключевую роль для репутации компаний, а также служить инфоповодом для их продвижения.
То, что Путин прописал
Сторонники реестра приводят ещё один важный аргумент в его пользу. В том или ином виде розничный рынок всё равно ждёт регулирование. Это видно по поручениям президента РФ Владимира Путина. В августе 2015 года он заявил о необходимости создания реестра турагентств. По словам председателя Комитета ТПП по предпринимательству в сфере туризма Юрия Барзыкина, чиновники не собираются игнорировать решение, принятое на таком высоком уровне. Поэтому положение о реестре вполне может «догнать» принятый закон о туризме, то есть вступить в силу уже в 2017 году. Помимо того что он прописан отрасли президентом страны, он ещё и логично вписывается в предусмотренное законом обязательство туроператоров предоставлять «Турпомощи» списки розничных партнёров и необходимость выдавать агентствам доверенности при работе «от имени и по поручению». Кроме того, именно на основе реестра, скорее всего, заработает впоследствии механизм электронной путёвки.
Таким образом, если туристический рынок сам не воспроизведёт посильную для себя модель прозрачности, ему своё видение навяжут чиновники, далёкие от отрасли. «Лучше проявить инициативу, чем дожидаться неадаптивных и слишком дорогостоящих вариантов реестра», – резюмирует Сергей Агафонов, председатель правления СТА.