Добровольный реестр турагентств стал поводом для скандала
На прошлой неделе президент АТА Андрей Гаврилов призвал игнорировать добровольный реестр турагентств при «Турпомощи». Судя по публикациям в СМИ, его создание руководитель организации считает платной услугой, которую якобы навязывают агентствам, не считаясь с законом и без учёта их мнения. Так ли это на самом деле?
Поводом для заявления стало заседание Наблюдательного совета «Турпомощи» 15 марта, на котором был окончательно принят порядок формирования добровольного реестра турагентств. «За» высказались 18 членов совета, против – лишь один. Этому предшествовал без малого двухмесячный период, в течение которого на сайте ассоциации был размещён проект Положения о реестре, принимались предложения по доработке. По информации «Турпомощи», в течение этого времени поступило уже около 1 300 заявок от агентств на вступление, желающих править документ не нашлось.
Тем не менее на следующий день после заседания Наблюдательного совета в СМИ выступил президент АТА Андрей Гаврилов, который заявил, что дирекция этого объединения по запросу Ростуризма проводила опрос турагентств, и более 10 тысяч участников якобы высказались против реестра в предложенном виде. По его словам, результаты этого опроса отправляли в Наблюдательный совет «Турпомощи», но они так и не были учтены. Членство в реестре Андрей Гаврилов счёл бесполезным, так как оно не предусмотрено новой редакцией отраслевого закона, и в связи с этим фактически призвал бойкотировать добровольный реестр.
Такие заявления, безусловно, должны иметь под собой какое-то фактическое обоснование. Однако попытки редакции HotLine.travel разобраться, на чём основывался Андрей Гаврилов, не увенчались успехом.
Взять хотя бы то опрос, на который ссылается руководитель АТА. Узнать мнение 10 тысяч турагентств – очень масштабная задача, требующая времени, а также привлечения больших материальных и людских ресурсов. Достаточно отметить, что даже общероссийские исследования ВЦИОМа редко подразумевают опрос 3–3,5 тысячи респондентов. Например, в марте, выясняя мнение жителей страны по поводу необходимости лицензирования нянь, ВЦИОМ опросил только 1 600 человек.
Можно предположить, что АТА организовал электронный опрос, но в этом случае достоверность существенно снижается, так как при желании в Интернете можно «накликать» любой результат. Кроме того, репрезентативность таких опросов оставляет желать лучшего. Например, в случае проведения опроса на сайте нет никакой гарантии, что отвечают именно турагентства. Корреспондент HotLine.travel 17 марта запросил разъяснения в АТА, но по состоянию на 23-е число ответ так и не был получен. Советник главы Ростуризма Светлана Сергеева, в свою очередь, сообщила, что Олег Сафонов не давал АТА поручения проводить какие-то опросы.
Таким образом, остаётся неясным, мнение каких конкретно агентств учёл г-н Гаврилов, утверждая, что большинство высказываются против реестра. Кстати, один из его коллег по АТА, директор TBS Group Рашад Мамедов сообщил HotLine.travel, что его компания поддерживает создание агентского реестра, так как это утверждено руководством страны.
Действительно стоит напомнить, что по результатам заседания президиума Госсовета по развитию туризма Владимир Путин подписал 17 поручений правительству. О создании Единого федерального реестра турагентств указано в пункте 1б. Ответственный – Медведев Дмитрий Анатольевич.
Выполнение этого поручения и формальная легитимизация реестра – вопрос времени, уверены наблюдатели. По словам председателя Комитета ТПП по предпринимательству в сфере туризма и вице-президента РСТ Юрия Барзыкина, чиновники не будут игнорировать решение, принятое на таком высоком уровне. «Скорее всего, в ближайшее время в Думу внесут соответствующий законопроект и до конца года его примут», – уверен Юрий Барзыкин. А пока реестр остаётся добровольным. И тот факт, что уже 1,5 тысячи турагентов готовы вступить, подтверждает их заинтересованность в структуризации розничного рынка. Не смущает их и необходимость платить 1 000 рублей годового взноса: мера эта вынужденная, так как в «Турпомощи» просто нет бюджета на администрирование реестра.
По словам главы «Турпомощи» Александра Осауленко, в нынешнем состоянии реестр – это первый шаг к повышению прозрачности агентского сегмента. Так как данные реестра будут дублироваться на сайте Ростуризма, впервые для потребителей станет доступна официальная информация о его участниках. Кроме того, функционал будет расширяться. «Со временем планируется дополнить сведения о каждой компании информацией из базы данных органов регистрации, налоговой службы и т. д. Таким образом, туристы получат ориентир, а добросовестные турагенты – дополнительное конкурентное преимущество.