Как изменится жизнь агентств после доработки закона о туризме?
Поздно вечером 16 сентября была опубликована новая редакция проекта поправок в отраслевой закон. Отличий в сравнении с первой версией не очень много, но они достаточно существенные. Уже сейчас можно увидеть, в каком направлении будут происходить преобразования розничного рынка.
Основные позиции поправок, касающиеся агентской деятельности, не претерпели существенных изменений и наверняка войдут в окончательную редакцию законопроекта. Назовем самые важные из них. Во-первых, будет создан единый федеральный реестр турагентов. Во-вторых, вводятся дополнительные меры госнадзора и контроля за агентской деятельностью. В-третьих, разграничивается ответственность по договору реализации турпродукта так, что до момента перечисления денежных средств туроператору перед туристом отвечает турагент. Предусматриваются также квалификационные требования к руководителям розничных компаний. А незаконная турагентская деятельность грозит административным и даже уголовным наказанием. Весь этот перечень дает понять – государство намерено покончить с «диким рынком», всех посчитать и построить. Но, наверное, самые большие изменения существующего порядка повлечет за собой введение финансового барьера.
Агентам придется заплатить за вход
Агентствам придется получать ФИГи. Размер финобеспечения для предприятий розницы установят, скорее всего, на уровне 500 тысяч рублей (первоначально рассматривалась сумма в 1 миллион). Но есть нюанс: в текущей редакции законопроекта исчез пункт о необходимости турагентам иметь договор страхования ответственности. Страховщикам, которые не заинтересованы в расширении своих рисков на туристическом рынке, удалось-таки добиться корректировки этого положения. Теперь в проекте значится, что осуществление агентской деятельности возможно при наличии «банковской гарантии и/или иного финансового обеспечения, предусмотренного гражданским законодательством РФ». Под иным финансовым обеспечением, по словам юристов, подразумевается договор поручительства третьих лиц, депозит или залог. Получается, что агентствам не удастся ограничить затраты размером страховой премии, которая определяется в виде процента от суммы страхования. Так или иначе, им придется предъявить полмиллиона рублей.
Эксперты, участвующие в доработке проекта, считают, что 500 тысяч рублей – это относительно небольшая плата для входа на турагентский рынок. Зато нововведение позволит операторам спокойно работать, не опасаясь недобросовестности партнеров, и избавит от практики поручительств или депозитов на своих счетах, что также в интересах агентств. Еще один аргумент: ФИГи станут инструментом разграничения ответственности участников рынка.
В законопроекте, в силу его неполной проработки, пока не оговаривается, как именно и в каких случаях задействуются агентские ФИГи. Как пояснил глава ЮА «Персона Грата» Георгий Мохов, если турагентство не смогло урегулировать вопрос возмещения со своими туристами, то те должны будут обратиться в суд для получения судебного решения о возмещении материального ущерба, с которым уже можно обращаться к фингаранту - банку или поручителю. Такой же механизм применяется и в случае, если турагентство уже прекратило существование по тем или иным причинам.
Представители крупного и среднего розничного бизнеса соглашаются с тем, что законодательные изменения пойдут на пользу рынку – работающее агентство в состоянии понести обозначенные в поправках расходы. Бонусом в таких условиях станет сокращение числа непрофессиональных и случайных компаний, повышение доверия клиентов и увеличение объемов продаж у тех, кто сможет заплатить за вход на рынок.
Главный вопрос, который волнует практиков: удастся ли законодателям добиться детальной проработки новых правил, чтобы, с одной стороны, они не обесценились, а с другой – чтобы оказались выполнимы?
В пятницу мы продолжим обзор темы изменения в законодательстве.