Владимир Воробьев поручился за крупных туроператоров
1 октября в Дубае завершился юбилейный, десятый конгресс, который туроператор «Натали Турс» провел для своих розничных партнеров. Итоги его оказались столь значимыми, что сразу же после возвращения в Москву президент компании Владимир Воробьев выразил желание поделиться наблюдениями с прессой и дал интервью онлайн-журналу Hotline.travel
Вечер рабочего дня. Мы пьем чай в кабинете Владимира Воробьева. Он только что с самолета, но, несмотря на долгий путь сквозь пробки, выглядит бодрым. К разговору о делах переходит не сразу, обсуждаем погоду:
– Я заметил, что в Эмиратах меняется климат. Причем в лучшую сторону. Раньше в сентябре было очень влажно, что усложняло проведение мероприятий на открытом воздухе. А сейчас - совсем другое дело, было очень комфортно. И в мае, кстати, такая же ситуация. Жара отступает.
– А вот в туризме климат, наоборот, все более экстремальный. Какие впечатления от общения с директорами агентств?
– Они слишком себя накручивают, гадают на тему будущих банкротств, обсуждают какие-то несуществующие черные списки. Это надо прекращать, так как кризис доверия внутри самой отрасли гораздо страшнее тех сомнений, которые сейчас испытывают по отношению к турфирмам туристы. Надо не усиливать уже имеющийся негатив, а транслировать позитив.
Мое мнение: все самое плохое, что могло случиться, в туризме уже случилось. И я считаю, что оснований для краха любой компании из первой десятки туроператоров сейчас просто нет. Вопрос о том, кто следующий, должен быть снят с повестки дня. За это я могу поручиться. Разумеется, если не будет каких-то внешних потрясений вроде банкротств авиакомпаний.
– Как реагировали агентства?
– Поначалу, конечно, ощущалась некоторая сдержанность. Все-таки это Эмираты, не Испания: все чинно, официально. Но после того как люди пообщались, было видно, как их «отпустило». Все отлично повеселились, немного выпили, потанцевали. Агентства поняли, что не все так плохо – они снова встретились в красивом отеле, они при деньгах. Да, кто-то признался, что потерял на банкротстве «Лабиринта» 2-3 миллиона рублей. Я в ответ предложил посчитать, сколько за год-два на этом же операторе заработано. Со мной согласились – заработано гораздо больше, куплены квартиры, машины. Так что даже в негативе нашелся позитив. А многие вообще не попали, так как заблаговременно прекратили работу с этой компанией. Могу сказать, что из 300 агентств, которые входят в клуб Натали-ориентированных в этом году закрылось только одно – в Нижнекамске. Поэтому тем, кто на рынке по 15-16 лет, для кого этот кризис – уже третий, так переживать вряд ли стоит.
– Тем не менее, рынок очень сильно изменился, по-старому работать вряд ли получится. Какие выводы стоит сделать?
– Да, и мир, и рынок, все изменилось. Это надо принять, и если кто-то хочет что-то изменить к лучшему, то следует начать с себя.
В этот раз мы привезли на конгресс представителей консалтинговой компании, которые по нашему заказу сделали мониторинг ситуации на рынке, нарисовали разные интересные графики и помогли провести что-то вроде деловой игры на тему как жить и работать дальше. Агентства разбились на команды, и каждая отстаивала свою точку зрения по конкретным вопросам. Например, единого мнения по поводу того, стоит ли понижать цены по мере приближения даты вылета, не было. Зато все сошлись в том, что агентствам надо прекращать заниматься скидками. Как показывает практика, этого реально достичь, если собственники смогут объяснить менеджерам, а те клиентам: скидки раздают те, кто находится в зоне риска. Все уверены, что и туроператорам пора прекращать заниматься демпингом и спонсировать выездной туризм.
– Тут Владимир Борисович откидывается в кресле, видно, что переходит к любимой теме. Спрашиваю, что предпринимает конкретно «Натали Турс»?
– В Москве, как я уже сообщал, мы приняли решение отказаться от понижения цен накануне вылета. Будем стремиться так строить свой ассортимент и ценовую политику, чтобы остатков, которые надо сливать по тарифам last-minute, не возникало вовсе. Если пустые кресла все же будут оставаться в значительном количестве, проведем переговоры об оптимизации с авиакомпаниями. Я уверен, что правильный баланс спроса и предложения сейчас находится в общих интересах. Кстати, по этому вопросу у нас полное взаимопонимание c Fly Dubai. В Эмиратах мы провели переговоры с их руководством и получили подтверждение готовности корректировать объемы. При необходимости, они смогут снизить частотность рейсов в регионах.
В целом мы сократили объем запланированной авиаперевозки на наших ключевых зимних направлениях на 20-25% . И уверены, что оптимизироваться сейчас должны все туроператоры. Будет правильно, если общими усилиями мы создадим дефицит предложения и тем самым поднимем спрос, сможем продавать более дорогой продукт. Кстати, конгресс «Натали Турс» показал, что сами агентства в этом нас поддерживают, они готовы ужаться, подсократить штат, закрыть какие-то из своих офисов. Да, туристов будет меньше, но зато и заработок с каждого проданного тура окажется больше.