Туристка пришла на вывеску «Пегаса» и разочаровалась
Как быть, если туроператор не готов отвечать за турагентство, которое продавало туры под его маркой, а потом разорилось? Справедливости в суде пытается добиться туристка Ольга Круглова из Подмосковья. Её история тянется уже без малого два года.
Впервые Ольга Круглова обратилась в редакцию в августе 2014 года. В рубрике «Помощь зала» она рассказала, что не улетела в тур, который купила ещё в январе в турагентстве «Комфорт Тур» (Одинцово). Эта фирма 4 августа известила её, что не может выполнить своих обязательств. А в офисе туроператора «Пегас Туристик», который был указан в договоре, туристке сообщили, что агентство вообще не бронировало этого тура.
Как выяснилось, агентство имело контракт с другим юрлицом – ООО «Пегас». Анна Подгорная, гендиректор этой компании, тогда рассказала редакции, что договор с «Комфорт Тур» был расторгнут «из-за неисполнения им своих обязательств» и предложила туристке обращаться в правоохранительные органы, так как агент не имел права продавать туры этой компании. Но туристка с этим тезисом категорически не согласилась. Сначала она попыталась воздействовать на туроператора через всевозможные инстанции – обращалась в Ростуризм, Роспотребнадзор, но в итоге пришла к пониманию, что все точки над «i» может поставить только суд.
В декабре от Ольги Кругловой поступило в редакцию новое письмо, в котором она поделилась продолжением истории. Иск она подала в мае этого года по месту жительства – в Одинцово. Ответчиком значится туроператор, а турагент привлечён как третье лицо – сейчас «Комфорт Тур» проходит официальную процедуру банкротства.
Разбирательство идёт не быстро, уже более шести месяцев. Как пояснила корреспонденту HotLine.travel юрист Елена Баринова, представляющая интересы туристки, заседания неоднократно переносились. 28 декабря дело в очередной раз отложили. «Мы два часа доказывали, что «Пегас Туристик» должен вернуть деньги, так как агентство работало под его маркой и туристка выбирала его именно из-за присутствия вывески известного туроператора, которому она доверяла».
Сторона ответчика, в свою очередь, настаивала, что договорных отношений с проблемным турагентством у туроператора не было, оплаченной заявки тоже. Но эти доводы, по мнению представителя истца, несостоятельны.
Судье на стол лёг документ – подтверждение от страховой компании об оплате в январе 2014 года (за восемь месяцев до начала тура) страховки туристки Кругловой, в которой указано, что номер заявки, страхового полиса соответствуют номеру туристской брони. «Это красноречиво свидетельствует о том, что тур всё-таки был забронирован и оплачен, так как в противном случае страховая не давала бы такого документа», – сообщила Елена Яковлева. Кроме того, ей удалось выяснить, что ООО «Пегас Туристик» всё-таки имело юридические отношения с «Комфорт Тур» – между ними был заключён договор на переадресацию звонков, причём «Пегас Туристик» был указан исполнителем, и в результате переадресации звонков турагентство должно было продавать именно турпродукт исполнителя.
Сторона истицы настаивала, что путаница с юрлицами в договоре возникла неслучайно и полностью на совести туроператора. «На сайте «Пегас Туристик» отсутствует какая-либо информация о том, что туристские услуги оказывает не только «Пегас Туристик», но и ещё несколько туроператоров: ООО «Пегас», «Пегас Турс», «Пегас Туристик МСК». «Отсутствие этой информации не только вводит в заблуждение, но и лишает меня как потребителя возможности получить полную информацию об исполнителе услуг, что является нарушением ст.ст. 8 и 9 Закона «О защите прав потребителей». Я никогда бы не заплатила денег никому не известному ООО «Пегас», я обращалась в крупную компанию, известную мне как «Пегас Туристик», – написала Ольга Круглова в своём обращении в редакцию.
В конце концов, выслушав доводы сторон, судья приняла решение – туристке в иске не отказывать и удовлетворить ходатайство о приобщении к делу дополнительных документов. Туроператора обязали предоставить скриншот из архива сайта, подтверждающий наличие или отсутствие заявки на тур в пользу Кругловой. Кроме того, суд запросит информацию о платеже по конкретной заявке у банка. И в следующий раз соберётся по этому делу уже в январе 2016 года, т. е. ровно через два года после того, как Ольга Круглова переступила порог одинцовского турагентства и оплатила тот злополучный тур в Испанию.
Елена Баринова и Ольга Круглова решением суда довольны. Судья не стала идти «по верхам», хотя формально повод для отказа в иске у неё был: обанкротившийся турагент указал в договоре не то юрлицо. Желание судьи разобраться в ситуации вселяет надежду на благополучный для туристки исход и на то, что со временем туроператоры будут тщательнее контролировать брендовую розницу.
«В настоящее время доверие потребителей к туристской отрасли серьёзно подорвано. Если один из крупнейших туроператоров позволяет себе такое отношение не только к туристам, но и к своим партнёрам-турагентствам, то что остаётся делать нам – потребителям?» – этот вопрос Ольга Круглова в завершение своего письма адресует всем профессионалам туристического рынка.