Два турагентства из Миасса заплатят компенсации автору снимков
Интересный прецедент создан в Миассе. В конце марта в городском суде было заключено мировое соглашение, в соответствии с которым сразу две туристические компании, «Золотой пляж» и «Аркаим-Трэвел», суммарно заплатят местному фотографу Георгию Лазареву 280 тысяч рублей за самовольное использование его снимков на сайтах.
10 тысяч – за каждый снимок. Минимум!
Как установил суд, «Золотой пляж» опубликовал у себя на сайте 36 фото популярных курортов, а «Аркаим-Трэвел» – 44. При этом на каждом снимке стоял копирайт фотографа, однако обе фирмы не потрудились заручиться согласием автора. И когда тот обратился в суд, крыть было нечем. Под напором аргументов фотографа фирмы согласились на предложенные им условия мирового соглашения: «Золотой пляж» заплатит 180 тысяч, «Аркаим» – еще сто. Таким образом, за каждый снимок пришлось отдать в среднем 3500 рублей.
Примечательно, что размер присуждённых компенсаций мог быть и более крупным. Со слов юристов, истец был вправе потребовать 10 тысяч рублей за одну свою фотографию – это минимальная планка, предусмотренная законодательством. Верхний же порог установлен в размере пяти миллионов рублей!
Как остальным участникам рынка обезопасить себя от подобных ситуаций в будущем? Ведь без интересного и содержательного сайта, контент которого наполнен яркими иллюстрациями, на хорошие объёмы продаж вряд ли можно рассчитывать. Кроме того, красивые фото нужны и для других средств продвижения турпродукта на рынке.
Договор дороже денег
«У любого продукта интеллектуальной деятельности, конечно же, есть собственник. Чтобы не допустить судебных тяжб, фотографии следует либо запрашивать у своих партнёров – в туроператорских компаниях, отелях и т.д., либо покупать нужные вам снимки в фотобанках», – рекомендует Эдуард Шалоносов, руководитель юридического центра.
По словам собеседника Hotline.Travel, приобретать фото в фотобанках следует всегда с одной и той же банковской карты или счёта, а регистрация компании или её гендиректора в базе данных должна быть подтверждена посредством электронной почты. При этом важно, чтобы e-mail адрес совпадал с фамилией руководителя либо учредителя агентства. Важно отметить, что этот вариант является наиболее бюджетным по уровню затрат: стоимость фото может составлять всего 1 доллар.
Впрочем, есть и другой способ легального наполнения сайта качественными фото. Речь идёт о заключении договора непосредственно с тем фотографом, снимки которого вы хотите использовать на своих ресурсах. «Помимо договора, желательно иметь распечатанные фотографии, подписанные их автором с обеих сторон. Это даёт возможность защитить себя от последующих претензий, в том числе и судебных», – рекомендует юрист. Однако этот способ, пускай и сулящий эксклюзивные авторские фото, одновременно и самый затратный.
Наконец, всегда можно попросить своих туристов поделиться их фотоотчётом из поездки, и в дальнейшем использовать в работе эти снимки. Можно устроить конкурс фото для подписчиков группы в соцсетях, предложив какой-нибудь сувенир в качестве приза. Какой вариант представляется более удобным и эффективным вам? Примите участие в опросе.