Туроператор вновь решился на непопулярные меры
Представители управляющих компаний сетей турагентств и центров бронирования сообщают, что начиная с 1 апреля ежемесячный план продаж увеличен в 2-3 раза, а бонусы – снижены. Наблюдатели обсуждают, в чём причины этого шага, способного вызвать недовольство у самых крупных партнёров туроператора? По одной из версий, «Библио Глобус», пользуясь благоприятным моментом роста спроса и эксклюзивными позициями на ряде направлений, пытается увеличить свою рентабельность за счёт розницы.
О новых условиях сотрудничества туроператор оповестил своих розничных партнёров в конце марта. По сообщению представителей розницы, эти изменения коснулись всех участников бонусной программы туроператора, но в первую очередь – крупнейших сетевых объединений, генерирующих большие объёмы продаж. Получение писем от туроператора, например, подтвердили в УК сети ТБГ и «Горячие туры», TBS Group, «РоссТур», «Магазине Горящих Путёвок». Конкретного содержания представители управляющих компаний не разглашают, ссылаясь на коммерческую тайну, однако известно, что во всех случаях речь идёт о кратном увеличении плана продаж: в 2, а то и в 3 раза. Одновременно туроператор уменьшил размер бонусов для управляющих компаний, начисляемых при достижении сетью определённого объёма. Максимальная планка установлена на уровне 1 % от ежемесячного оборота, а не 1,5 %, как раньше.
Напомним, что «Библио Глобус» с 1 января уже понизил стартовый размер вознаграждения за продажу туров на выездных направлениях для всех агентств, установив его на уровне 6–7 %. Таким образом, новое решение по плану продаж стало уже вторым болезненным действием со стороны туроператора по отношению к рознице, причём затрагивающим финансовые интересы крупных консолидаторов платежей. Центры бронирования и агентские сети сообщают, что они недовольны решением туроператора, но продолжат сотрудничать с ним.
«Что делать, будем работать, как раньше», – сказал глава TBS Group Рашад Мамедов. В «РоссТур» и «МГП» отметили, что «Библио Глобус» – один из их ключевых партнёров, чей продукт сейчас очень востребован.
Кроме того, плохую новость скрашивает то обстоятельство, что туристический рынок находится в стадии восстановления, поэтому существенный рост объёмов продаж в сочетании с фактором сезонности отчасти компенсирует снижение заработка.
Руководители самого «Библио Глобуса» ситуацию пока официально никак не комментируют, поэтому можно только догадываться о том, почему туроператор вновь пошёл на непопулярные меры в отношении дистрибьюторов. По одной из версий, убедившись в том, что январское снижение стартовой комиссии рынок в целом принял, компания решила продолжить реформы и выровнять условия работы с сетевой розницей, генерирующей большие объёмы продаж, с целью избежать каких-либо перекосов в пользу той или иной сети. Стратегическая подоплека такого решения может заключаться в намерении туроператора укрепить свою самостоятельность, не допускать роста и усиления структур, аккумулирующих серьёзные финансовые потоки.
Сторонники другой версии обращают внимание, что изменения произошли на фоне обсуждения нашумевшего приказа Минкульта, который устанавливает требования к финансовой устойчивости туроператора. Кроме того, усилился контроль за движением средств на счетах туристических компаний – с этим столкнулись и турагентства.
Действия госорганов эксперты считают подготовкой к регулированию организованного туррынка по образу и подобию того, что происходит в банковской сфере, когда Центробанк периодически «отключает» банки, не соответствующие нормативам. Как следствие, туроператоры уже сейчас учитывают этот сценарий: сокращая расходы на выплату комиссий и бонусов, они стремятся повысить рентабельность своего бизнеса.
Руководители других туроператорских компаний подтверждают, что это один из возможных путей. Есть и другие варианты – например, можно увеличивать доходы и не продавать туры в убыток. Как сообщила HotLine.travel Анна Подгорная, директор «Пегаса», компания придерживается именно такой политики, не демпингует. Впрочем, очевидно, что в масштабах всего рынка этот подход труднореализуем, так как потребует скоординированных действий от крупнейших игроков. Ведь в ситуации, когда ценовую планку на массовых направлениях систематически понижает даже кто-то один, автоматически начинают демпинговать и другие. Всё это подводит к мысли, что, как и в январе, вслед за «Библио Глобусом» действия по оптимизации расходов на дистрибуцию могут предпринять и другие поставщики.