У жуликов – весеннее обострение
С приближением высокого сезона на туристическом рынке активизировались разные мошенники. Показательны в этом плане вчерашний материал на TourDom.ru и комментарии к нему.
Получается, что избитый трюк под названием «сертификат для начальника», когда вас пытаются поймать на жадность, по-прежнему в ходу. Но мало кто уже попадается. А вот ложное сообщение о грядущей проверке Роспотребнадзора, когда берут на испуг, может ввести в заблуждение даже опытного предпринимателя. Тем более что государственные органы с приближением лета тоже стали уделять туристическому бизнесу больше внимания.
Поэтому давайте при помощи юриста и аудитора освежим наши представления о том, как отличить мошенника от настоящего ревизора из государственных органов.
И большая просьба – если вам приходилось на работе сталкиваться с теми или иными махинаторами, делитесь опытом в комментариях к этой публикации.
Итак, разберёмся чуть подробнее в ситуации, описанной в новостях на TourDom.ru.
Директору сыктывкарского турагентства на личный мобильный телефон позвонил человек, представившийся сотрудником Роспотребнадзора, рассказал, что скоро к нему явится проверка из этой организации прицельно для осмотра уголка потребителя. Далее последовало предложение заблаговременно привести в порядок этот самый уголок: «За 2 500 руб. вышлем вам все необходимые материалы».
Директор турагентства колебался. Известно же, что Роспотребнадзор в туризме лютует.
С другой стороны, предложение перечислять деньги неизвестно за что и неизвестно кому звучало очень подозрительно. «Вообще, ни один представитель государственных органов вот так звонить не будет, – говорит юрист Илья Тугуев. – Но даже если предположить, что кто-то из чиновников пошел на должностное преступление ради 2 500 рублей, то убедиться в достоверности его слов довольно просто. На сайте всех контролирующих инстанций публикуются графики плановых проверок. Вы всегда можете выяснить, числится ли ваша компания в этих списках. Кроме того, о предстоящей ревизии предпринимателей официально уведомляют – по почте».
О внеплановых проверках, которые проводятся по жалобам клиентов, конкурентов и т. д., госорганы тоже обычно информируют в письменном виде. «Один мой клиент недавно получил извещение о том, что к нему придут пожарники, – бывший собственник этой турфирмы пожаловался, что двери в офисе не соответствуют требованиям безопасности, – рассказывает Мария Булатова, руководитель консалтинговой группы «Ирма-Аудит». – Письменное уведомление о предстоящей проверке поступило за несколько дней».
Впрочем, иногда представители государственных органов являются внезапно – например, для контрольной закупки. Это могут быть сотрудники Управления по экономической безопасности, если у них есть сигнал, что через такую-то организацию идёт обналичка, клиентам не выдаются платёжные документы.
Так или иначе, кто бы к вам ни пришел, у любого ревизора должно быть официальное постановление о проведении проверки с указанием её оснований, а также служебное удостоверение. Если возникают сомнения в подлинности этих документов, надо звонить в саму контролирующую организацию и выяснять, работают ли там такие-то люди.
Конечно, при различных государственных органах кормятся коммерческие компании, услуги которых вам могут навязывать. Но делается это не так, как в случае с турагентством из Сыктывкара, – то есть не предварительно, а постфактум. «Приходят сотрудники какой-нибудь инспекции, проводят во всем правилам проверку, сообщают о выявленных нарушениях. А потом говорят: люди вы хорошие, штрафовать вас не хочется. Даём вам сроку две недели для устранения недочётов, и в этом вам может помочь, например, вот такая организация, – делится опытом Мария Булатова. – У нас в сфере аудиторов такое не редкость».
Как быть? Воспользоваться услугой, которую вам навязывают, или же устранять недочёты самостоятельно, с риском, что в ходе повторной проверки ревизоры проявят ещё больше рвения и ещё что-нибудь найдут? Вопрос неоднозначный. И решается всегда в зависимости от того, каковы размеры возможных штрафов, насколько проверяемый в себе уверен и хочет ли он вообще тратить в данной ситуации время и нервы.
Подытоживая тему проверок – легитимных и самозваных, Илья Тугуев добавляет: помимо мошенников, вас могут вводить в заблуждение представители общественных организаций. «В своё время по турфирмам ходили с проверками защитники прав потребителей, требовали предоставить для анализа договоры и другую документацию. Соответствующих полномочий они не имеют. Роспотребнадзор даже выпустил специальное разъяснение на эту тему».
Итак, будьте бдительны. А если столкнётесь со случаями необычного поведения неких ревизоров – пожалуйста, сообщайте нам в редакцию HotLine.travel.