Трудные случаи из практики Французского визового центра
В конце сентября консульство Франции официально установило новый срок оформления групповых туристических виз: 10 рабочих дней вместо прежних 14. А на практике, по словам туроператоров, эта процедура уже давно занимает не больше недели. Если такой ритм сохранится в высокие даты – ну, хотя бы в преддверии ноябрьских каникул, – то можно будет считать, что «дипломатический кризис» окончательно миновал. Кстати, вот какие он имел последствия: по итогам лета-2007 впервые за историю маркетинговых исследований ИС «БАНКО» Франция не вышла в рейтинг популярности направлений туризма.
Трудно сказать, когда этот рынок восстановит форму. Массовое сознание инертно, и даже при отсутствии реальных визовых проблем потенциальный клиент еще какое-то время будет находиться под впечатлением летних критических выступлений в центральных СМИ. «Тем более что миф о том, как тяжело получить разрешение на въезд во Францию, поддерживается специально. Это выгодно фирмам и частным лицам, которые вопреки всем запретам консульства пытаются зарабатывать на оформлении индивидуальных виз, – говорит гендиректор Французского визового центра Владимир Гордеев. – Мы стараемся отслеживать и пресекать их деятельность…»
Гражданка Ляшенко против «Вива-Таун»
…Все началось с того, что в визовый центр Франции пришла женщина по фамилии Ляшенко и буквально со слезами на глазах рассказала о своей проблеме. В июле она обратилась в компанию «Вива-Таун», чтобы оформить разрешение на въезд в страну для себя и своей дочери. Удивительно, но клиентку не насторожили обстоятельства сделки: документы и деньги (25 тыс. руб.) она передавала сотруднику упомянутой фирмы в каком-то автомобиле, а взамен получила квиточек, похожий на филькину грамоту.
В итоге г-же Ляшенко не выдали ни виз, ни даже паспортов со штампами «отказано». На ее звонки «Вива-Таун» не отвечает, когда же она приходит в офис компании, барышни на ресепшен реагируют так: «Вы кто? А, Ляшенко… Идите, идите, ваших бумаг у нас нет».
Во Французском визовом центре говорят, что документы этой женщины и ее дочери действительно были приняты и направлены в консульство, а в готовом виде их получила некая Светлана Анатольевна Михайленко – по нотариальной доверенности от Ляшенко. Что именно было в паспортах – визы или отказы – до сих пор неизвестно, консульство такие вещи не комментирует. Куда попали бумаги впоследствии, тоже неясно, варианта два: либо утеряны, либо проданы на черном рынке.
Кстати, о г-же Михайленко. Она являлась в визовый центр в разных ипостасях – не только от «Вива-Таун», но и, например, как менеджер отдела кадров ООО «АШАН» с соответствующей доверенностью от генерального директора Auchan Russie г-на Жан-Пьера Жермена.
…А «Вива» по-прежнему рекламирует себя в Интернете, предлагает всем желающим содействие в оформлении виз. Ляшенко собирает-ся с этой фирмой судиться, уже наняла адвоката.
NB Схема, использованная в данном случае «Вива-Таун», теперь не работает. В середине августа консульство обязало индивидуальных аппликантов либо сдавать документы в визовый центр лично, либо поручать это ближайшим родственникам (отец, мать, муж, жена, сын, дочь), то есть вариант с нотариальной доверенностью, выданной кому попало, отпадает. Но есть исключение: представители компаний могут подавать заявления за своих руководителей. И фирмы, подобные «Вива-Таун», используют эту последнюю лазейку в визовый центр…
36 сотрудников «Миролайн-Сити» против «Миролайн-Сити»
Курьер этой компании приехал получить готовые документы на одну из сотрудниц упомянутой «Миролайн». Предъявил, как положено, письмо на фирменном бланке с указанием своей должности, но что-то в документе насторожило сотрудни-ков визового центра. В итоге курьеру конверт с паспортом не выдали, предложили явиться за ним самой заявительнице. Она приехала, вскрыла пакет и возмутилась: «Вот негодяи!» Потому что в документе стоял отказ.
Тогда-то и выяснилось: эта женщина в организации «Миролайн-Сити» отнюдь не работает, а просто заключила с ней договор на содействие в оформлении визы и заплатила за это 7500 руб. По-чему ей не дали разрешение на въезд во Францию? Визовая фирма в чем-то грубо схалтурила или же личность клиентки вызвала у чиновников подозрения?.. Консульство на такие вопросы не отвечает. А несостоявшаяся туристка винит во всем «Миролайн-Сити» и даже не знает, что по большому-то счету ей повезло: она хотя бы получила назад свой паспорт. Неизвестно, куда бы делся документ, если б сотрудники визового центра отдали его тому подозрительному курьеру…
Сам же «Миролайн» на этом не успокоился: через некоторое время подал заявление на получение виз еще для 36 (!) своих «сотрудников» – уроженцев самых разных городов: Москвы, Химок, Люберец, Самары, Саратова и т. д. Когда курьер явился за готовыми документами, ему снова их не выдали. Специалисты визового центра не поленились обзвонить 29 из 36 аппликантов и задать им вопрос: действительно ли они работают в «Миролайне». Люди отвечали не сразу и невнятно, в итоге всем было предложено явиться за бумагами лично.
Удалось ли кому-то из них уехать во Францию, в визовом центре не знают, но надеются, что к «Миролайн-Сити» эти клиенты больше не обратятся.
NB О деятельности «Миролайн» в Интернет можно узнать много разного и интересного. На собственном сайте они предлагают визы чуть ли не в любую страну мира, помощь в оформлении загранпаспортов и прочие услуги того же профиля. Обещают сделать «все возможное, чтобы вы остались довольны». А на порталах, где обмениваются опытом туристы, попадаются такие высказывания: «Не связывайтесь с «Миролайн-Сити». Консульство Греции поставило отказ, хотя изначально документы были в порядке». «Да, это лохотрон! Я оформляла визу в Израиль…» «Берегите время, деньги и паспорт! Всех пострадавших от «Миролайн» прошу связаться со мной…»
«Областной центр экспертизы» против лжепредставителей и мнимых экспедиторов
В архиве визового центра хранятся два документа, датированные одним и тем же числом – 20 августа 2007 г. В одном из них читаем: «ООО «Областной центр экспертизы» из Ростова-на-Дону доверяет своему региональному представителю Николаю Владимировичу Коняеву подавать и получать документы от имени Дмитрия Викторовича Чуднова (гендиректора упомянутого предприятия. – «ГЛ»)». В другой бумаге указано, что теми же полномочиями Чуднов наделяет Аллу Николаевну Попову, которая работает в его компании экспедитором.
Заподозрив неладное, сотрудники визового центра позвонили в Ростов и узнали, что в «Областном центре экспертизы» никто не собирается во Францию. Более того, там даже не слышали о людях с фамилиями Чуднов, Коняев и Попова.
Сами экспедитор и представитель, которые по очереди пытались подать чудновское заявление на визу, ни на какие вопросы старались не отвечать, а вместо этого быстро собирали бумажки и уходили.
В визовом центре полагают, что печать и реквизиты ростовской компании случайно попали в руки черных визовиков, к которым г-н Чуднов обратился, чтобы не ехать в Москву для личной подачи документов.
NB Вообще, иногородним аппликантам, которым нужна индивидуальная туристическая, бизнес- или мультивиза во Францию, можно только посочувствовать. После того как консульство стало требовать обязательной персональной явки, они тратят большие деньги на дорогу и проживание в столице. В консульстве Франции понимают, что это крайне осложняет жизнь российских граждан, а потому планируют открывать визовые центры в регионах. Первый должен появиться в Екатеринбурге в декабре 2007 г.
Визовый центр – за соблюдение правил
В служебных помещениях визового центра в качестве предостережений для сотрудников висят ксерокопии паспортов тех граждан, которые приходят подавать документы, представляясь работниками разных организаций.
К примеру, Аслан Ахмадович Дутаев, уроженец г. Грозный, сначала явился как замначальника отдела обслуживания и обеспечения ООО «ГаЭкСтройПроект» и попытался подать документы за сотрудников этой же организации Ахмеда Магомедовича Байбулатова и Майнат Магомедовны Байбулатовой. Потом оказалось, что г-н Дутаев работает уже в ООО «Инотек» и представляет интересы Макки Муртазовны Эльмурзаевой и Сулумбека Султановича Сайкаева.
Кроме того, на карандаше у визового центра оказались Алена Геннадьевна Чеботарева из Мурманска, москвички Софья Львовна Никифорова и Светлана Анатольевна Михайленко, уже упоминавшаяся в контексте «Миролайна». Они, как и г-н Дутаев, то ли регулярно меняют работу, то ли получают липовые справки в разных организациях, чтобы оформлять документы для очередных клиентов.
NB И ведь сами-то аппликанты могут записаться для личной подачи заявления и уже на следующий день прийти в визовый центр, и это займет не более 40 минут, сейчас все происходит достаточно оперативно.