Итоги сезона лето-2007
Информационная служба «БАНКО» провела очередную серию региональных маркетинговых исследований, охватившую четыре мегаполиса России. Интервьюеры опросили по телефону 172 турфирмы в Екатеринбурге, 130 – в Казани, 142 – в Самаре, 83 – в Ростове-на-Дону. Респондентам было предложено ответить на вопрос: «По каким направлениям вы наиболее активно работали в сезоне лето-2007?» На основе полученных данных составлены рейтинги популярности направлений туризма в каждом из городов.
Второй вопрос формулировался следующим образом: «Какие туроператоры по итогам сезона лето-2007 работали наиболее успешно и достойны занять лидирующие позиции в рейтингах предпочтений сотрудничества?» Голоса, отданные за того или иного производителя туруслуг по всем его направлениям, суммировались. Названия компаний, набравших 10 и более голосов, приведены в сводных таблицах. В итоге шансы турфирмы попасть в список лидеров оказались тем выше, чем более востребованы в регионе приоритетные направления ее деятельности.
Казань
Туроператоров сократили
Летом-2007 в Казани произошел резкий скачок продаж по Турции. Согласно оценкам местных экспертов, турпоток на направлении увеличился как минимум в полтора раза, несмотря на существенный рост цен. Но котировка страны в рейтинге популярности направлений туризма, составленном ИС «БАНКО» по данным опроса казанских турфирм, увеличилась только на 1,5% по сравнению с данными аналогичного исследования за 2006 г.
Все это – и гипертрофированная потребительская активность, и отставание рейтинговой динамики – вполне закономерно. В сезоне-2006 многие клиенты из Татарстана, подустав от насиженных пляжей, продегустировали новые турпродукты, удовлетворили любопытство, после чего маятник спроса опять качнулся в сторону Турции. Тем более что на направлении появились необычные предложения. Много лет подряд в Анталью летал только «Пегас Туристик» в альянсе с авиакомпанией «Татарстан». Но в минувшем сезоне монополия была разрушена: «Мостравел» и TEZ TOUR заявили чартер в сотрудничестве с Turkish Airlines. Им, правда, не удалось получить удобных слотов: вылеты из Казани осуществлялись в три часа ночи; считается, что это результат аэропортового лоббизма со стороны «Пегаса» и «Татарстана». И все же новый чартер в Анталью грузился стабильно. Плюс к тому, TEZ поднял в тот же пункт еще один борт ГТК «Россия» и тоже благополучно отлетал сезон. Но многие клиенты возвращались из Турции недовольными: «за такие деньги» они рассчитывали на другой уровень гостиничного сервиса. Естественно, на фоне этих претензий рейтинг страны увеличился незначительно. Более того, местные турагенты считают, что летом-2008 следует ожидать спада продаж.
Вслед за Турцией в рейтинге популярности направлений идет не Египет, как в прошлом году, а Испания, чья котировка выросла на 3,1%. Здесь потребительскую активность тоже простимулировало новаторское решение в сфере авиации: появилась возможность летать в Барселону из Казани с удобной 2-часовой стыковкой в Калининграде. Оказалось, это проще, чем через Москву. Первой экономичную регулярную перевозку «КД-авиа» включила в свои турпакеты «Натали Турс», в результате чего цена конечного продукта опустилась до московского уровня. Популярность российских курортов в Казани упала: слишком дорого стало отдыхать на Родине. Отрицательная динамика и у Хорватии: клиентские потоки с этого направления, очевидно, отхлынули в Турцию и Испанию. А вот показатели Греции на местном рынке практически не изменились, хотя в Москве ее котировка снизилась. И снова дело в перевозке: «Пегас» впервые заявил чартер из столицы Татарстана на Крит. Цены были адекватны реальности, пожары обошли остров стороной, и казанские клиенты рассказывают, что хорошо провели там время.
Теперь очень кратко о рейтинге предпочтений сотрудничества. Как и год назад, в нем представлены только московские туроператоры, но на сей раз их уже не 24, а всего лишь 9. Значит, агенты региона теперь не распыляются, концентрируют потоки на небольшой группе приоритетных поставщиков, причем выбирают их по нескольким общим критериям. Помимо цены и качества продукта для розничных фирм крайне важно наличие у оператора собственного офиса в их городе – это упрощает взаиморасчеты, сокращает расходы на курьеров и вообще делает поставщика ближе и понятнее для дистрибьюторов.
Самара
200 верст не крюк
Летом-2007 на Самаре сошлась клином операторская мощь Москвы. Конкурентные бои велись за каждую пядь этого рынка. Кто выиграл? Ну, разве что туристы, отдыхавшие за границей по экстремально низким ценам. Дошло до того, что через Самару стали в целях экономии летать на Кипр, Крит, в Италию жители Татарстана и Башкирии, хотя в Казани и Уфе ассортимент туристической авиаперевозки широк, а до Самары оттуда – четыре часа езды. Впрочем, некоторые московские операторы устраивали бесплатные межрегиональные автобусные трансферы и лишний раз убедились: для прижимистого потребителя 200 верст не крюк.
И вот что в итоге мы имеем в местном рейтинге популярности направлений туризма: значительно возросли котировки Турции, Италии, Кипра и России, позиции других стран не менее резко снизились.
Что касается турецких курортов, то они по всей стране пользовались повышенным спросом, и Самара точно вписалась в общий тренд: по сравнению с итоговыми результатами лета-2006 рейтинговый вес Турции увеличился здесь на 2,8%. В коммерческом смысле сезон на направлении прошел под знаком «плюс», несмотря даже на приход новых агрессивных игроков. Компаниям TEZ TOUR, «Пегас Туристик» и «Анекс Тур» на сей раз составили конкуренцию «Дива Тревел», КАПИТАЛ ТУР и Coral Travel. Общая численность чартерных рейсов из Самары в Анталью доходила до 50 в месяц, но операторы стабильно загружались и работали с адекватной нормой прибыли, а турагенты получали приличные комиссионные.
На итальянском рынке все было не так безоблачно. Ритм здесь задавали «Натали Турс» и PAC Group, их стараниями предложение превышало спрос, и тарифная планка опускалась ниже столичного уровня. Но именно это способствовало переориентации на итальянский рынок части турпотоков с Греции. Клиенты обрадовались возможности провести тест-драйв более престижных средиземноморских курортов. И дистрибьюторы самарского рынка смогли на этом заработать, тем более что Италия – страна недешевая даже в режиме экстренных продаж. В итоге она улучшила свою котировку на 4%, что можно расценивать как рейтинговый прорыв. Кстати, в Москве данное направление показало отрицательную динамику.
А Кипр, который в столице сейчас вообще не популярен, вошел в рейтинг Самары с 7% голосов, хотя в прошлом году в нем отсутствовал. После годичного перерыва вернулась в топ-лист и Россия. То ли сказалась общая волна олимпийского ажиотажа, то ли это обычный результат цикличности спроса… Так или иначе, всплеск туристического патриотизма не может не радовать.
Остальные страны, как уже было сказано, завершили сезон в более или менее глубоком рейтинговом минусе. Выводы о том, какие туроператоры котируются на основных направлениях регионального рынка, можно сделать на основании сводного рейтинга предпочтений сотрудничества. В этом контексте надо лишь отметить, что в таблице вы не найдете ни одного местного поставщика, а ведь еще год назад в топ-листе значились «Самараинтур» и «Спутник-Гермес». Вместо них мы видим три новых столичных имени – «Дива Тревел» «Анекс Тур» и «Санрайз Тур». Региональные игроки философствуют: «Когда приходят москвичи и начинают прожигать деньги, лучше понаблюдать за ними со стороны».