Редакция HL предлагает пользователям сайта сделать прогнозы – как будет развиваться ситуация в турбизнесе в 2015 году? Самый дальновидный эксперт, чье видение максимально близко совпадет с жизненным сценарием, ровно через год получит денежную премию, эквивалентную 500$, сколько бы доллар к тому времени ни стоил. Для корректности подведения результатов просим вас высказываться предельно лаконично по пунктам: туроператоры, турагентства, авиакомпании, законы, турпродукт, время. При этом вы можете сделать ваш прогноз не по всем пунктам, а только по одному.
Вот, например, вариант, как может выглядеть прогноз: «Туроператоры: 2015 год охарактеризуется продолжением банкротств туроператоров. Рынок ожидает крахов мелких и средних компаний, поэтому консолидируется вокруг крупных, но финансовые проблемы случатся и у таких игроков. Помимо угрозы кассового разрыва, связанного с резким сокращением спроса, им придется бороться с давлением со стороны «административного ресурса». Авиакомпании: государство под воздействием крупных авиакомпаний – «Аэрофлота» и «Трансаэро» (они на время объединят свои лоббистские усилия) будет ставить преграды операторам, имеющим альтернативную перевозку. И это станет серьезным дополнительным фактором стресса как для поставщиков турпродукта, так и для их партнеров по рознице. Кроме того, именно авиакомпании распределят доли рынка под туроператоров. Агентства: число агентств сократится не менее, чем втрое. Законы: государство примет законопроекты, еще более осложняющие существование туристических фирм, и тем самым усилит процесс банкротств компаний. Турпродукт: на рынке впервые возникнет ощутимый дефицит турпродукта. Время: такая ситуация продлится в течение всего года, наиболее глубокий кризис придется на период февраль – март 2015 г.»
Или другой вариант: «Туроператоры: Традиционные поставщики турпродукта из разряда середняков будут тихо и аккуратно сходить со сцены, уступая свои места крупным игрокам. Число банкротств окажется существенно меньше ожидаемых, поскольку руководители понимают «уголовную» перспективу закрытия своих бизнесов через приостановку деятельности и обращение к «Турпомощи». Помимо «крупяка» больше перспектив для выживания у операторов, развивающих онлайн-продажи, и нишевиков, имеющих альтернативные источники дохода (как то: работа с другими рынками, собственные принимающие компании, отели). Все большее число туроператоров будет ориентироваться на прямые продажи. Авиакомпании: проблемы коснутся всех авиакомпаний, в объеме которых чартерная перевозка занимает от 30% и выше. Перспективы борьбы между собой они не видят, поэтому возникнет тенденция объединений, слияний. Тем не менее несколько бесполезных перевозчиков вынуждены будут покинуть рынок. Агентства: розница также будет стремиться к объединению – этому поспособствует принятие поправок к закону, регулирующих агентский рынок – обязательным станет участие ТА в СРО, поэтому им придется выбирать, к какому СРО присоединиться. Законы: нововведения в регулирование туррынка будут вводиться поступательно. Сначала – для туроператоров, как самых крупных аккумуляторов денежных средств, потом – для розницы. Тем не менее все законы, принятые в 2015 году, станут только черновиками для новых правил, к которым государство придет через несколько лет. Турпродукт: исчезнет «средний класс» турпродукта, спрос со стороны клиентов сконцентрируется только на бюджетных турах. То, что раньше называлось дорогим индивидуальным отдыхом, полностью уйдет под самостоятельное бронирование. Время: к весне 2015 года наступит некоторое улучшение ситуации, только европейские направления будут испытывать ощутимый дефицит спроса».
Добавлено редакцией 19 ноября |
Уважаемые пользователи HL, в статью добавляем прогнозы, которые мы получили от экспертов по запросу редакции. Максим Приставко, заместитель председателя совета директоров, туроператорская компания «Джет Тревел»:
«Туроператоры: Начало 2015 года охарактеризуется рядом банкротств туроператоров. Наибольшие проблемы возникнут у крупных ТО, не рассчитавших зимние объёмы продаж и связанных обязательствам перед авиакомпаниями и партнёрами. Несколько таких ТО громко разорятся, окончательно обрушив туристический рынок на длительное время. Наступит «ядерная зима», в которой из крупных ТО выживут в основном имеющие доступ к административному ресурсу. Мелкие и средние компании будут тихо уходить с рынка, замораживать деятельность до лучших времен, уходить в прямые продажи частным туристам, сливаться друг с другом и вливаться в более крупные компании. У большинства туроператоров, особенно мелких, возникнут проблемы с продлением фингарантий. Мелкие ТО будут уходить «в тень», работать без финансового обеспечения. Международные бренды уйдут с российского рынка, зафиксировав убытки.
Авиакомпании: вслед за крупными ТО уйдут с рынка ряд авиакомпаний, ориентирующихся на массовую чартерную перевозу за рубеж. Их поглотят более устойчивые и имеющие доступ к гос. финансированию перевозчики, часть из них обанкротят, в т.ч. по возможности выведя активы. Именно авиакомпании станут «спусковым механизмом» для банкротства большинства туроператоров, при этом сами выживут, а вся ответственность будет переложена на ТО.
Агентства: число агентств сократится, большинство перейдут в режим жёсткой экономии и работы «на дому». Наибольшие потрясения ждут сетевые агентства и офисы, работающие на клиента «с улицы», у них высокие расходы, которые будет невозможно окупить. Наименьший ущерб будет нанесён агентствам, работающим с постоянными клиентами.
Законы: государство примет законопроекты, ужесточающие требования к турфирмам, тем самым осложнив им работу и ускорив процесс банкротств. Вина за банкротства будет возложена на руководителей компаний, среди которых выберут «козлов отпущения», проведя ряд громких уголовных процессов. Самых безобидных посадят, наиболее матёрые выкрутятся и откупятся, самые умные заранее скроются.
Турпродукт: существенного изменения в спектре турпродукта не возникнет. Массовые направления вырастут в цене и существенно, в 3-5 раз потеряют в объёме. Индивидуальные и корпоративные сегменты потеряют меньше, за счёт оттока в них туристов с массовых направлений. Клиенты будут переориентироваться на индивидуальные туры с перелётом регулярными рейсами, и работать с проверенными компаниями, в основном ориентируясь не на бренд, а на личное доверие.
Время: такая ситуация продлится до тех пор, пока в стране не восстановится нормальное функционирование экономики и не наступит политическая стабильность. Основная волна кризиса придется на начало года, она накроет крупных туроператоров и заставит «забиться в ниши» мелких и средних. Вторая волна придётся на начало лета, от неё пострадают выжившие «массовики», не сумевшие оценить обстановку и на фоне банкротства конкурентов не рассчитавшие объёмы. Точный прогноз сделать невозможно, так как многое будет зависеть от общей политики государства, которая может или практически полностью погубить туристический рынок, невольно или спланировано, или не оказать на него существенного отрицательного влияния. Однако в любом случае резкое снижение уровня жизни и рост цен приведёт к существенному снижению спроса на поездки за рубеж».
Добавлено редакцией 20 ноября |
Среди ответных «санкционных» мер, обсуждавшихся в разное время чиновниками и депутатами, было введение выездных виз для россиян в 2015 году. Что означает: для того, чтобы отправиться за границу, туристу придется сходить в ОВИР и получить там разрешение на выезд. Редакция HL просит профессиональных пользователей сайта выразить свое отношение к возможности введения такой кардинальной меры.
Добавлено редакцией 24 ноября |
Уважаемые читатели HL, мы продолжаем добавлять в статью прогнозы, полученные от экспертов по запросу редакции. Андрей Шишкин, заместитель генерального директора компании «Слетать.ру»:
«Туроператоры: до сентября 2015 допускаю уход с рынка еще нескольких компаний. Но этот уход будет «аккуратным», без новостей по ТВ. Туроператоры будут объединяться, появится несколько новых компаний. Борьба за низкую цену тура продолжится, но уже за счет снижения себестоимости.
Авиакомпании: объем чартерных перевозок резко не вырастет, будет увеличиваться объем регулярных рейсов. Компании будут активно сокращать расходы, цена на авиа будет медленно расти. Возможно, рынок покинут несколько небольших авиакомпаний.
Агентства: динамика открытия/закрытия агентств будет высокой. При этом на рынок придут новые турагентства с большим стартовым капиталом. В итоге возникнет ситуация уменьшения доли средних агентств. Продолжится создание крупных компаний или сетей и увеличение числа мелких агентств (в основном силами отдельных менеджеров, которые будут «обрабатывать» собственную базу клиентов). Все игроки будут стремиться увеличить доходность бизнеса путем оптимизации расходов.
Законы: постараются принять новый закон или поправки к текущему закону. Но они не сильно поменяют ситуацию на рынке. Скорее всего, лоббисты в правительстве смогут отстоять свои позиции. Но не исключаю ввод поправок уже в законы о финансовых движениях, которые напрямую повлияют на все привычные (иногда «серые») схемы взаиморасчетов между участниками рынка.
Турпродукт: состав классического турпродукта не изменится. Но на рынке активнее будут продвигаться альтернативные продукты, в основном из области «самотуристов». Т.е. доля классических турпакетов будет не сильно, но уменьшаться.
Время: зиму переживут самые стойкие. Но уже весной будут появляться новые ТА «с низким стартом». Лето будет относительно спокойным по продажам, но нервозным (все будут ждать «подвоха» от операторов). Осень станет временем большого вдоха полной грудью и расслабления, рынок еще до конца не восстановится, но наступит стабильность».
Добавлено редакцией 26 ноября |
Уважаемые читатели HL, сегодня мы получили еще один прогноз от эксперта. Кирилл Петров, генеральный директор ООО «Море туров»:
«Туроператоры: цивилизованный уход с рынка 1–2 иностранных операторов и нескольких мелких (в основном ориентированных на Европу, осуществляющих перевозку на чартерах). Слияние/поглощение мелких нишевиков крупными игроками. Однако летом-осенью будет и громкое банкротство крупного ТО. После второй волны банкротств яркий выход на рынок туроператора с госучастием с громким именем (например, «Газпромтур»).
Авиакомпании: сокращение чартерных рейсов (Orenair, «Метроджет», «Уральские авиалинии»). Останутся а/к, принадлежащие ТО – «Трансаэро», Turkish Airlines, а также возможно наращивание перевозки со стороны ТО на регулярных рейсах. «Трансаэро» наращивает свое сотрудничество со всеми ТО, в т. ч. с теми, с кем ранее не сотрудничала.
Агентства: громких банкротств не ожидается, уход с рынка будет только цивилизованный. Резкое сокращение числа офисов и сотрудников со стороны сетевых франчайзинговых агентств, находящихся в крупных торговых центрах и местах с чрезмерно высокой арендной платой. Массовое переориентирование с клиентов «с улицы» на постоянных клиентов, сопровождающееся неизбежным сокращением производства. Наиболее комфортно будут ощущать себя агентства с самой высокой дельтой «комиссия ТО – скидка».
Законы: отмена фингарантий в связи с отказом страховых компаний страховать ответственность ТО. Вместо них введут обязательное страхование каждого тура с франшизой.
Турпродукт: существенное сокращение предложения со стороны ТО. Отсутствие раннего бронирования летних направлений, туры продаются преимущественно с глубиной продаж 7–12 дней. Средний чек 1200–1700 у. е. за семью. Увеличение спроса на туры в Краснодарский край и Крым, хотя большая часть туристов предпочитает по данным направлениям самостоятельное бронирование.
Время: неизбежный обвал цен на новогодние туры 2014/15 в Египет, ЮВА, Карибы. В январе будет заметное увеличение спроса по сравнению с ноябрем–декабрем. Популярностью будут пользоваться недорогие предложения на экзотические направления (Гоа, Паттайя). Март, апрель, май – глубокое затишье, начиная с июня последует увеличение спроса».
Добавлено редакцией 31 декабря |
Добавлено редакцией 13 января
|
Прогноз на 2015 от Сергея Толчина, директора по продажам «НТК Интурист».
Прогноз на ближайший год нельзя назвать оптимистичным, но тем не менее этот период станет переломным в истории российского туризма. Мы ждем ужесточения законодательства в области туристической деятельности с введением финансового обеспечения, сопоставимого с масштабом деятельности участников. Такие нормы могут привести к дефолту туроператоров с низким уровнем ликвидности, но при этом способны вернуть доверие потребителей к организованной туристической отрасли. Вероятно также изменение стандартов использования средств финансового обеспечения таким образом, что их можно будет использовать на оплату не только вывоза, но и проживания туристов на курортах, что обеспечит цивилизованную процедуру организации ожидания возвращения и полноценную защиту наших граждан.
При этом выездной турпоток заметно сократится: на фоне падения реальных доходов населения, частичной девальвации рубля и ограничения выезда отдельных категорий граждан количество поездок за рубеж с туристическими целями снизится до уровня 2006 – 2007 годов (т.е. 9–10 млн человек – после 18 млн выездного турпотока в 2013 году), при этом только часть этих путешествий будет организована туроператорами.
Оптимизация полетных программ со стороны всех крупных туроператоров продолжится. В региональных центрах сократится разнообразие и частота полетов по всем популярным направлениям, а отдельные страны и регионы будут доступны с вылетом только из крупнейших региональных центров и столицы.
Спрос на Европу продолжит сокращаться, а в случае введения требований по сбору биометрических данных для получения шенгенской визы спрос на организованный отдых в Европе продемонстрирует опережающее падение.
На этом фоне вследствие падения спроса и роста издержек, а также отсутствия реальной возможности прокредитоваться, вероятно закрытие до 30–40% работающих турагентств. Тенденцию усилят ужесточения требований туроператоров по срокам оплат, ужесточение законодательства, а также кризис доверия потребителей.
В туроператорской среде также продолжится сокращение и дальнейшая фрагментация туроператорского рынка. Небольшие туроператоры продолжат переквалифицироваться в онлайн-турагентства с продажей продукта под запрос на базе глобальных систем бронирования. Потрясения ввиду банкротства отдельных участников возможны на протяжении всего года. Слабые покинут рынок, а сильные станут еще сильнее.
Тенденция с сокращением глубины бронирования сохранится на протяжении всего года. Хотя раннее бронирование в 2015 году и состоится, но не у всех. Рост турпотока из Европы и Азии и низкий уровень ликвидности российских туроператоров приведет к частичной переориентации отельеров на другие рынки, что негативно скажется на ценах российских туроператоров. В итоге все это еще больше усилит падение спроса и переориентацию туристов на внутренний рынок.
Главный тренд сезона – внутренний туризм – впервые в истории массового туризма станет по-настоящему интересен всем участникам туристической отрасли. Все крупные операторы предпримут попытки закрепиться на внутреннем рынке. Растущий спрос на объекты внутреннего туризма простимулирует инвесторов вкладывать средства в развитие отельной базы на популярных российских курортах. Наши соотечественники, которые в силу различных обстоятельств переориентировались на отдых в России, выдвигают все более высокие требования к качеству услуг и условиям размещения, что заставляет отельеров вводить современные стандарты обслуживания и приема гостей. Если говорить в цифрах, то средняя доля продаж туров по России в турагентствах, сумевших вовремя сориентироваться на рынке внутреннего туризма, вырастет с 8–10% до 20–30%, что компенсирует им часть потерянного дохода от продажи туров за рубеж. При этом мы говорим про турагентства в тех регионах, где будет организована полетная программа на популярные российские курорты.