Многие клиенты хотят на Сейшелы, Маврикий и Мальдивы, но еще сами этого не понимают. Чтобы почувствовать в потребителе такую тягу к гурманству и конвертировать ее в доллары, дистрибьюторам надо самим больше знать об островах. Да и вообще, если активно продавать эти курорты, то можно потом туда же ездить в отпуск.
Мальдивы: еще дешевле
На Мальдивах грядет «ценовая демократизация», связанная с обострением конкурентной ситуации в воздухе. Год назад по маршруту Москва – Мале летал единственный чартерный борт «Трансаэро», который консолидировала на условиях эксклюзива группа компаний «Путешествуй!».
Однако перевозчик и заказчик разорвали коммерческие отношения, причем не только по Мальдивам, но и вообще на всех направлениях. Это событие бывшие партнеры не комментируют, так что приходится довольствоваться неофициальными сведениями, а они таковы. Один очень важный для «Трансаэро» заказчик просил блоки на Мальдивы, «Путешествуй!» агрессивно защищала свой эксклюзив да еще стала слишком настойчиво вникать в ценообразование перевозчика. И тот дал отказ по полной программе.
В результате туроператор заявил на Мале Ил-86 авиакомпании KrasAir. А емкости Боинга-767 «Трансаэро» достались главным образом дебютанту направления TEZ TOUR и уже опытному игроку – «Мальдивиане». «Нам неоднократно приходилось слышать от агентов жалобы на нехватку билетов на Мальдивы. Теперь эта проблема будет решена», – комментирует генеральный директор TEZ TOUR Владимир Каганер.
Действительно, в наступившем году операторы могут порадовать агентов и туристов весьма разнообразными и заманчивыми по цене предложениями отдыха на этих островах. «Цены на «наземку» выросли не критично – в пределах 15%, – сообщила Светлана Еськова, директор департамента экзотических маршрутов компании Space Travel. – Чартерная перевозка обходится в среднем на 30% дешевле регулярных рейсов, а с учетом возросшей конкуренции в воздухе рынку, по мнению экспертов, не избежать появления SPO. Так что не исключено, что сезон на Мальдивах пройдет под девизом «Ближе к народу». «Правда, направлению хронически не хватает экономичного размещения, – говорит заместитель генерального директора «Русского Экспресса» Елена Силина. – Полно «пятерок», в которых можно провести 10 дней за $10–15 тыс., а туристы спрашивают «четверки» за $250 в сутки». Местные власти стремятся строить в первую очередь дорогие объекты. Так, год назад здесь открылось несколько отелей категории 5*, в этом сезоне закончил реконструкцию Cinnamon Island Alidhoo 5*, открывается гостиница Ziva 5* deluxe. В относительно бюджетном сегменте держится лишь отель Giravaru Resort, который после обновления сменил категорию 3* на 4. «Да и вообще, строительство идет не в том объеме, в каком нам хотелось бы», – отмечает начальник департамента экзотических маршрутов КАПИТАЛ ТУР Любовь Гулидова.
Сейчас россиянам достается, по оценкам экспертов, лишь небольшая доля мальдивского рынка: три четверти от общего объема занимают европейцы. Но выход на направление новых игроков, появление дополнительной перевозки и снижение цен неизбежно приведут к популяризации региона. Так что в скором времени расклад сил здесь вполне может измениться.
Сейшелы инкогнито
«Это маленькая страна с небольшим количеством отелей, для большинства турагентств она – терра инкогнита», – говорит ведущий менеджер компании АРТ-ТУР Татьяна Рыльская. Все дело в дороговизне. Одни работники туристической розницы и рады бы как следует изучить всю эту красоту, да рекламники не по карману. А другие считают, что направлением, где за ночь в отеле с туриста берут $150–450, не стоит и заниматься. Стоит, коллеги, еще как стоит. Турпоток из России на острова неизменно растет.
Чартеры сюда поднимаются лишь в высокие новогодние даты, но регулярное воздушное сообщение весьма интенсивно. Авиакомпании Emirates и Qatar Airways выполняют из Москвы на Сейшелы по четыре рейса в неделю, что позволяет операторам варьировать продолжительность туров.
В новом сезоне за счет топливных сборов себестоимость перевозки возросла на 135 евро, что составляет почти 10% от конечной цены билета. Услуги отелей подорожали на 10–30%. «Причем хотельеры все чаще выставляют цены в евро, что дополнительно «утяжеляет» прайсы», – добавляет Елена Силина.
Из новинок этой зимы: остров-отель Alphonse Island Resort после ремонта повысил качество сервиса и стал, по отзывам специалистов, «хорошей четверкой». Идет реконструкция гостиниц на Маэ, в частности, Plantation Resort & Casino 4* и Coral Strand 3*+. В востребованном на российском рынке Banyan Tree Seychelles 5* появились двухкомнатные виллы. А через год гостиничная база Сейшел пополнится пятизвездочными Four Seasons и Shangri La. Кстати, последний отель строится на острове, где туристы могут делать все, что придет в голову. Например, жениться. «В нынешнем году проведение свадебных церемоний на Сейшелах особенно по-пулярно, – отмечает начальник отдела экзотики ICS Travel Group Наталья Азарова. – В России официально признают заключенные на островах браки». А на Мальдивах, например, народ женится только понарошку.
Маврикий. Дорого, да мало
Если Сейшелы дорожают в основном за счет гостиниц, то на Маврикии хотельеры проиндексировали прайсы лишь на 3–5%, а главный фактор ценового роста здесь – аппетиты регулярных авиакомпаний. Конечная стоимость турпакетов, включающих билеты Emirates и Air France, повысилась в среднем на четверть и колеблется в пределах 2000 евро.
При этом на направлении впервые появилась чартерная перевозка. 29 декабря «Трансаэро» начала летать раз в 10–11 дней на Боинге-767 по маршруту Москва – Йоханнесбург – Маврикий – Москва. Консолидаторами рейса выступили аффилированный с авиакомпанией туроператор «Трансаэро Турс Центр», а также ЮЖНЫЙ КРЕСТ и КАПИТАЛ ТУР.
Услуги отечественного перевозчика на 30% дешевле, чем инокомпаний, но те, по мнению экспертов, все равно сохранят свою клиентуру, в составе которой преобладают VIP-туристы. «Трансаэро» же привлечет на направление дополнительные пассажиропотоки, в этом сомневаться не приходится. «Настало время Маврикия», – комментирует ситуацию президент ЮЖНОГО КРЕСТА Андрей Кузнецов.
Памятуя об удачном прошлом сезоне и учитывая новые тренды, операторы ждут здесь роста продаж на 20–25%. «Клиенты запрашивают, прежде всего, пятизвездочные отели, – говорит Наталья Азарова. – Власти Маврикия тоже сообщают, что заинтересованы в высокобюджетных туристах». Но для «дорогих» гостей не хватает «наземки», ведь на пафосном острове, как ни странно, преобладают «четверки», «трешки» и апартотели.
В этом году существенных перемен в структуре гостиничной базы ждать не приходится: из пятизвездочников появились лишь новые виллы в Beau Rivage Hotel 5*, введена в строй одна «четверка» – отель Tamassa. Так что пока российским туроператорам приходится соперничать за номера высокой категории со своими иностранными коллегами. «На Маврикий летают чартеры из Франции, Англии, Италии, даже Венгрии и Румынии», – рассказывает Елена Силина. По ее словам, особенно трудно будет в высокий сезон – с января по март. Но Маврикий стоит того, чтобы за него побороться.
Восток – тема Модная
Рынки stop-sale
Китай и Вьетнам демонстрируют высочайшие темпы роста: Россию буквально захлестнула мода на эти туристические направления. И все бы хорошо, но даже на Востоке нет гармонии: там, где достаточно отелей, не хватает перевозки, а в некоторых регионах предложения по авиабилетам не всегда можно подкрепить «землей».
Китай. Хлопай ресницами и взлетай
Это одно из редких направлений, где туристическое меню отличается разнообразием: курортный отдых на Восточных Гавайях – острове Хайнань, экскурсии, бизнес-по-ездки в Пекин, Шанхай, Гонконг и Гуанчжоу. «Очень популярны комбинированные туры, например, 7–10 дней – пляж, 4–5 – экскурсионка», – рассказывает Юлия Крутицкая, ведущий менеджер по Китаю «Ванд Интернешнл тур».
Во многом именно благодаря такой широте ассортимента спрос на страну ежегодно растет на 25–30%. Привлекательность Поднебесной для россиян не меркнет даже в свете резкого повышения цен. На старте сезона перевозчики проиндексировали тарифы почти на треть – не только из-за подорожания топлива, но и по причине роста собственных аппетитов. В результате на транспортную составляющую теперь приходится не 30–40% себестоимости турпакета, как в прошлом году, а 40–50%.
Регулярные полеты из Москвы в Пекин выполняют «Аэрофлот», «Домодедовские авиалинии» и Air China, в Шанхай – «Аэрофлот» и China Eastern, в Урумчи – China Southern Airlines. На маршруте Москва – Гонконг в этом сезоне конкуренцию российскому нацперевозчику составила «Трансаэро», заявившая чартерный рейс периодичностью два раза в месяц. Кроме того, она удвоила частоту на Хайнань: Боинг-767 теперь взлетает из столицы дважды в неделю. В феврале может появиться еще одна цепочка на Восточные Гавайи, об этом заявляли не только «Трансаэро», но и China Eastern.
Чартерная активность растет и в регионах: например, в Санкт-Петербурге Китай традиционно продвигает та же «Трансаэро», а из Новосибирска 7 ноября стартовал чартер авиакомпании S7. «Однако на московском рынке перевозки в Китай не хватает», – говорит директор департамента Китая и Вьетнама КАПИТАЛ ТУР Андрей Сорокин.
С «землей» все гораздо проще. «В стране много хороших отелей с высоким уровнем сервиса, – говорит руководитель китайского департамента UTE Megapolus group Татьяна Закусилова. – Здесь присутствуют все ведущие мировые цепочки». «Именно они наиболее востребованы среди наших туристов, – добавляет Юлия Крутицкая. – «Чисто китайские» отели продавать в России сложнее. На этапе раскрутки они часто предлагают услуги с 30-процентной скидкой, но все равно заполняются в основном местными жителями». Да и операторы не рвутся сотрудничать с такими гостиницами. «Находить общий язык с менеджментом транснациональных компаний намного легче», – поясняет Татьяна Закусилова.
Андрей Кузнецов, президент ЮЖНОГО КРЕСТА, отмечает: «Из сетевых объектов особенно популярны пятизвездочники. Туристы столько тратят на перелет, что не считают нужным экономить на проживании». Надо сказать, китайцы не пытаются идти против тренда и поощряют строительство новых брендовых отелей. Тем не менее в от-дельные даты на Хайнане может чувствоваться некоторый дефицит размещения в таких объектах, как Resort Intime 5*, Crowne Plaza 5*, Marriott Sanya Resort & SPA 5*. Там имеет смысл на высокий сезон выкупать блоки мест. В целом же туроператоры спокойно работают с отелями по запросу, и отсутствие необходимости замораживать большие деньги на «земле» помогает примириться с растущими расходами на «воздух».
Гоа: рай в шалашах
Этот курорт считают жемчужиной Индии, но его развитие давно сдерживает нехватка отельной базы. «Здесь строится крайне мало гостиниц, за год может не появиться ни одного нового объекта, – говорит директор по продажам «Пегас Туристик» Анна Подгорная. – Работать стоит только по жестким блокам, иначе оперировать в Гоа смысла нет».
Понимая, что номера продадутся на любых условиях – не в России, так в Европе, – местные хотельеры накануне зимы-2007/08 подняли цены в среднем на 30%. Но туристов это не останавливает. На направлении сейчас востребованы гостиницы всех категорий, даже состоятельные клиенты, не успев забронировать номер в отеле 4 или 5*, часто соглашаются жить в «двушках» и «трешках».
Вьетнам: стройте, стройте!
По данным Ростуризма, только за первые шесть месяцев 2007 г. турпоток из России во Вьетнам вырос на 91% по сравнению с тем же периодом 2006-го. Причем есть положительные изменения в структуре спроса. Руководитель вьетнам-ского отдела PAC Group Наталья Кондратьева отмечает, что растет популярность пятизвездочных отелей (в прошлом году лучше уходили «четверки» и «трешки»).
По отзывам экспертов, глубина продаж увеличилась с одного до двух-трех месяцев. «Правда, российские объемы несопоставимы с теми, какие демонстрируют Европа, Австралия, Южная Корея», – говорит коммерческий директор «Турбазара» Дмитрий Царьков.
Основная доля турпотока приходится на пляжные курорты (Фантхьет). Но клиенты спрашивают и экскурсионку (Ханой или Сайгон), и комбинированные программы (Вьетнам + Лаос либо Камбоджа).
Год назад проблемой направления был острый дефицит авиаперевозки в Сайгон, который более удобен для построения пляжных программ, чем столица страны. «Теперь же, – рассказывает Евгения Захарова, генеральный директор ЮЖЕЛ, – помимо авиакомпании Vietnam Airlines (она, кстати, увеличила частоту с одного до двух рейсов в неделю) между Москвой и Сайгоном в регулярном формате летает «Аэрофлот», а с 3 ноября подняла чартер «Трансаэро» (в позапрошлом году ее программа стартовала в декабре). Ханой же обеспечен рейсами двух нацперевозчиков».
«В пиковые даты «воздуха» все равно не хватает, – говорит Татьяна Закусилова. – Но добавлять борта тоже не имеет смысла, ведь отельная база во Вьетнаме довольно ограничена». По словам экспертов, сейчас на всю страну насчитывается около 200 гостиниц, отвечающих запросам российских туристов. Мировые цепочки здесь практически не представлены, но сервис во вьетнамском исполнении редко вызывает нарекания: персонал старателен, хотя и несколько медлителен по европейским критериям.
Дефицит номерного фонда чувствуется в основном на курортах, но иногда не хватает и городских отелей в Ханое и Сайгоне. «Нужно еще заметить, что гостиницы во Вьетнаме очень маленькие. Sofitel Vinpearl Resort & SPA 5* на 500 номеров в Нячанге – это исключение, – рассказывает Андрей Сорокин. – Обычно отель считается крупным, если в нем 80 комнат, а бывают объекты и по 25 номеров».
Новые гостиницы строятся, хотя и не в тех масштабах, какие требуются рынку. «Трешки» и «четверки» открываются в основном в Фантхьете. Так, год назад здесь появилась Romana Resort & SPA Hotel 4*, к этому сезону добавилась Terracota Resort 4*. А на о. Фукуок возводится Long Beach Ansiend 5*, которая начнет полноценно функционировать к следующей зиме.
Бассейн шампанского
Карибы на пике формы Куба больше не горит, Доминикана в плановом порядке наращивает турпотоки, все продано на много недель вперед. Так что в новогоднюю ночь, растянувшуюся с 28 декабря до 10 января, специалисты по Карибскому бассейну имели полное право пить шампанское.
Куба. Взять голову в руки
Кубинское направление радует стабильностью, высокой рентабельностью и глубиной бронирования. После тотальных распродаж зимы-2006/07 это настоящий праздник. «В прошлом году туры горели по-черному, конечные цены не оправдывали себестоимости продукта», – вспоминает президент ЮЖНОГО КРЕСТА Андрей Кузнецов. На сей раз игрокам пришлось взять головы в руки и урезать объемы перевозки, при том, что спрос на Кубу вообще-то активизировался. «Турпоток вырос процентов на тридцать по всему региону», – отмечает Татьяна Закусилова, руководитель карибского направления UTE Megapolus group.
Сокращение «воздуха» произошло за счет емкостей авиакомпании «Трансаэро». Раньше она летала на Варадеро Боингом-747 раз в две недели, удваивая частоту в середине сезона. Теперь выставила менее вместительный Боинг-767 и взяла 10-дневный ритм. «Это оптимальная периодичность для Кубы», – считает Николай Чабров, руководитель карибского департамента КАПИТАЛ ТУР.
Объемы регулярки остались: «Аэрофлот» по-прежнему выполняет на Гавану три рейса в неделю. Услуги обеих авиакомпаний одинаково востребованы – нацперевозчика ценят за бренд, а также за возможность строить программы любой продолжительности и самых разных комбинаций. А «Трансаэро» прямиком доставляет туристов на курорт, что для многих также немаловажно. По словам экспертов, между авиакомпаниями разница в тарифах небольшая; кресло «Аэрофлота» в блоке стоит порядка $1250 – на 20% больше, чем в прошлом сезоне.
А полные турпакеты, по разным оценкам, подорожали на 30–40%. «Для сравнения: 14-дневный тур с размещением в Sol Palmeras 4* (Варадеро) предлагается за $3507, в прошлом сезоне каталожная цена составляла $2715», – отмечает Владимир Романов, генеральный директор «Карибского Клуба». Когда тарифы так растут, одна из главных задач для любого туроператора – не разочаровать клиентов плохим качеством. В этой связи особое внимание приходится уделять отбору отелей, а также последующему контролю за размещением и обслуживанием туристов.
Доминиканская Республика. Чужие здесь не ходят
Этот рынок чинный и закрытый, как элитный клуб. Ворваться на него, потрясая чемоданами денег, – задача нереальная, поскольку единственный на данный момент чартерный перевозчик, способный выполнять прямые рейсы в Пунта-Кану, отнюдь не заинтересован в расширении круга блочников. Правда, накануне зимы-2007/08 в их составе все-таки произошли перемены: «Трансаэро» порвала отношения с компанией «Путешествуй!» и причитавшуюся ей четверть емкостей разделила между Ланта-тур вояж, «Трансаэро Турс Центр» и «Интуристом». Но это вряд ли сильно изменит ситуацию на рынке. Потому что мажоритарными блочниками программы по-прежнему остаются TEZ TOUR, КАПИТАЛ ТУР и ЮЖНЫЙ КРЕСТ.
Накануне зимы-2007/08 «Трансаэро» и партнеры решили наращивать периодичность рейсов. Вместо одного чартера в 10–11 дней заявили два в неделю, а с Нового года объемы «воздуха» еще более возросли. Динамика продаж в полной мере подтвердила правильность данного шага.
Вообще, Доминикана сейчас на пике формы. «Направление привлекает клиентов потрясающими пляжами, уникальной природой и, конечно, шикарными отелями с ultra all inclusive», – говорит Татьяна Коршунова прямая и экономичная перевозка «Трансаэро», вполне успешно оперируют на рынке, имея в активе блоки инокомпаний – Air France, Lufthansa, Iberia. «В конце декабря продавались туры на февраль, март, апрель, – отмечает Андрей Конкин, ведущий менеджер ITC. – А Новый год был закрыт еще в ноябре».