Расклад туроператорских сил на старте зимней навигации
Традиционно в начале сезона игроки рынка мерятся чартерными амбициями. В Москве этим уже никого не удивишь, а вот коллеги в других городах озадаченно наблюдают, как в воздух поднимаются тучи самолетов. Долетают ли они до конца зимы? Не прольется ли с регионального неба дождь горящих билетов? Вернемся к этим вопросам после Нового года. А пока поговорим о главных конкурентных интригах в четырех российских мегаполисах – Санкт-Петербурге, Самаре, Перми и Новосибирске.
Санкт-Петербург: долой монополии
Накануне зимней чартерной навигации сделан еще один шаг к демонополизации питерского авиарынка. Исторически его контролировала компания «Пулковские авиалинии», работающая теперь под брендом ГТК «Россия». Два года назад прописку в Северной столице получила «Трансаэро». И с тех пор сферы влияния между перевозчиками определялись по следующему негласному принципу: ближние и среднемагистральные маршруты – вотчина ГТК, а дальние перелеты – прерогатива «Трансаэро», которая располагает соответствующей авиатехникой. Однако в октябре 2007 г., консолидируемая туроператором «ТрансБизнесЛайн», стартовала чартерная цепочка последней на Барселону. Примечательно, что наблюдателей интересуют не столько перспективы загрузки нового рейса на 120-кресельном Боинге-737, сколько сам прецедент нарушения границ «России» на европейских направлениях.
Туроператоры весьма осторожно комментируют вторжение «Трансаэро» на чужую территорию. «Мы стараемся работать с обоими перевозчиками, но с учетом их специализации на разных маршрутах, – сказал, в частности, Сергей Тимралиев, замгендиректора «Невы». – Это обусловлено как экономическими, так и политическими соображениями».
Между тем эксперты не исключают, что уже в следующем году господство ГТК «Россия» на ближне- и среднемагистральных трассах будет окончательно ликвидировано за счет прихода в аэропорт «Пулково» других перевозчиков. Возможно, кстати, что ГТК и «Трансаэро» объединят свои административные ресурсы для борьбы с новыми соперниками.
А сейчас в эпицентре конкурентной интриги самое массовое зимнее направление питерского рынка – Египет. Здесь появился новый консолидатор – КАПИТАЛ ТУР. Ранее оператор выступал в качестве блочника, а в этом сезоне организовал собственные чартерные программы на Шарм-эль-Шейх и Хургаду. Другой новичок зимнего сезона – «Мостравел», пришедший в Северную столицу в апреле этого года, – решил пока ограничиться выкупом блоков мест у «Ривьеры».
Елена Садкова, замгендиректора «Невы», считает, что вступление в игру компании «Мостравела» несущественно повлияет на дележ египетского пирога, по крайней мере, в этом году. «Дело не только в скромных объемах перевозки. Есть и другая причина. Туроператору еще только предстоит наладить работу с агентской сетью в новом для себя регионе», – говорит эксперт. В свою очередь Вадим Лежнин, президент «Ривьеры», убежден, что новый игрок прочно закрепится на местном рынке за счет сильной «наземки» в Египте.
Что же касается КАПИТАЛ ТУР, то он, по мнению конкурентов, может спровоцировать профицит перевозки и будет сам испытывать проблемы с загрузкой. Однако эксперты обращают внимание и на тот факт, что этот оператор приобрел питерский офис компании Bentour, имевшей наработанные связи с египетскими хотельерами и сложившуюся розничную сеть в Санкт-Петербурге. Данное обстоятельство усиливает потенциал КАПИТАЛА в конкурентной борьбе.
Теперь о чартерных амбициях других заметных игроков направления. Собственные цепочки на Шарм и Хургаду заявили московский TEZ TOUR, питерские «Нева» и «ТрансБизнесЛайн». «Пегас Туристик» составил компанию «Мостравелу», выступив в качестве второго блочника на консолидируемых «Ривьерой» рейсах. Сама же «Ривьера», организуя свою перевозку, дополнительно выкупает места на бортах «Невы» и «ТрансБизнесЛайн». Кроме того, «длинные» чартеры на популярные курорты Красного моря предложил пул местных операторов, образованный «Академией», «Фламинго тревел», «Солвекс-Турне» и «Примой».
По предварительным экспертным оценкам, в целом число кресел на египетском направлении увеличится на 30–35% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Это произойдет в основном за счет «Ривьеры», увеличившей свои объемы примерно на 50%, а также КАПИТАЛ ТУР. Осенью ожидается жесткая конкуренция, а вот после Нового года, как полагают наблюдатели, игроки пойдут на договоренности по оптимизации перевозки. Опыт прошлых лет доказывает возможность такого сценария, тем более что все консолидаторы пользуются услугами одной авиакомпании – ГТК «Россия».
Комментируя ситуацию на других популярных в Северной столице зимних направлениях, эксперты отмечают значительный – по мнению некоторых, почти двукратный – рост потока в Таиланд. Татьяна Сергеева, вице-президент КАПИТАЛ ТУР, убеждена, что такой рост не приведет к демпингу: «В прошлом году кресел катастрофически не хватало. К тому же минувшим летом Питер продемонстрировал повышенный интерес к Таиланду – достаточно сказать, что здесь он продавался с большей глубиной, чем в Москве».
Самара: одна большая интрига
Именно так охарактеризовала ситуацию на туристическом рынке этого города Анна Подгорная, директор по продажам компании «Пегас Туристик». Самарское лето-2007 запомнится туроператорам надолго – конкурентная борьба между основными игроками привела на некоторых направлениях к троекратному увеличению объемов авиаперевозки (подробности – в материале «Другая Самара», «ГЛ» № 10, 2007 г.). Но и зимний сезон не обещает туроператорам легкой жизни.
По Египту, где еще год назад сталкивались интересы лишь «Пегаса» и TEZ TOUR, существенно расширился состав участников. Собственную чартерную программу на Шарм-эль-Шейх и Хургаду заявила питерская «Ривьера» – ранее этот оператор зимой брал только блоки. Кресла на его рейсах получили «Мостравел», Coral Travel, ICS Travel Group и «ТурЭнергоСервис». Свои «длинные» чартеры на оба популярных курорта впервые поднял и КАПИТАЛ ТУР, причем блочников на его бортах нет. «Пегас Туристик» предоставил часть мест на консолидируемых им программах в Шарм и Хургаду «Анекс Тур». TEZ заполняет цепочки в те же города самостоятельно.
Ситуация на направлении складывается парадоксальная: каждый из конкурентов уверен, что объем заявленной им перевозки строго соответствует возможностям отельной базы и потенциалу спроса, но при этом все предрекают рынку горение. Игорь Тришин, глава самарского представительства «Пегас Туристик», прогнозирует демпинг по Хургаде, связывая его прежде всего со значительным ростом чартерных аппетитов TEZ. Со своей стороны Владимир Каганер, генеральный директор TEZ TOUR, парирует: «Именно туры в Хургаду пользуются в регионе устойчивым интересом, поскольку на этом курорте много отелей эконом-класса, а также работающих по системе all inclusive».
По Таиланду о своих чартерных амбициях в Самаре заявляют «Натали Турс» и TEZ. В отличие от прошлых сезонов, когда на направлении ставились новогодние рейсы с «отстоем» лишь силами местных операторов, на эту зиму москвичи планируют длинную цепочку с периодичностью вылетов один раз в две недели. Впрочем, по словам Натальи Денисовой, руководителя самарского «Спутник-Гермес», региональные игроки отказывать-ся от привычного новогоднего рейса также не намерены. «Если найдем самолет», – уточняет она.
А вообще, сфера влияния местных компаний сужается – нынешней зимой им придется «подвинуться» даже на традиционно «своих» туристических направлениях. Так, 23 октября стартовала чартерная программа на Эмираты, которую пул самарских операторов изначально собирался консолидировать самостоятельно. Однако кресла на этом рейсе получили и московские КАПИТАЛ ТУР и «Натали». Как признают самарцы, они были вынуждены предложить места столичным маркам, памятуя об их летних амбициях и понимая, что в противном случае те поставят альтернативный борт. Именно такая ситуация сложилась в минувшем сезоне с полетами на Крит – КАПИТАЛ, получив отказ местного пула предоставить блоки на его рейсе, заявил собственную полетную программу на остров. Результатом стал избыток перевозки.
На сей раз благодаря достигнутому компромиссу удается сохранить хрупкое равновесие по ОАЭ. Впрочем, операторы опасаются, что в любой момент на направлении может появиться новый амбициозный игрок со своей чартерной программой. Между тем, по оценкам экспертов, заявленной цепочки на Эмираты вполне достаточно, чтобы удовлетворить спрос региона.
Показательно, что на рынке Самары действуют сразу четыре чартерных перевозчика – ГТК «Россия», «Оренбургские авиалинии», «Татарстан» и «Самара». Как отмечают наблюдатели, политика руководства аэропорта Курумоч делает воздушные ворота этого города ед-ва ли не самыми открытыми среди российских региональных центров. Не в этом ли одна из причин повышенной привлекательности Самары для столичных компаний?
Пермь: в ожидании передела рынка
Еще прошлой зимой прямые рейсы на Египет из этого города осилили только два «федеральных» оператора – TEZ TOUR и «Ривьера». У первого летали десятидневки на Шарм-эль-Шейх и Хургаду, вторая также предлагала три рейса в месяц, но только на Шарм. В нынешнем сезоне со своими полетными программами на популярные египетские курорты вышел новый для региона игрок – «Пегас Туристик»: Ту-154 авиакомпании «Татарстан» поднимаются на Шарм и Хургаду раз в десять дней.
Планы «Ривьеры», присутствующей на пермском рынке уже четыре года, не претерпели изменений по сравнению с прошлым сезоном, а вот TEZ решил существенно увеличить свои объемы на хургадском направлении – помимо десятидневной цепочки на этот курорт оператор поставил еще и семидневную. Шарм же, как и в минувшем году, реализуется TEZ тремя рейсами в месяц, причем компанию оператору составляют блочники – Coral Travel, «ТурЭнергоСервис» и S7 Tour. Под перевозку задействованы лайнеры Ту-154 авиакомпании S7 Airlines.
По самым скромным оценкам, число кресел на Египет из Перми возросло как минимум вдвое по сравнению с той зимой. «Игра на понижение пойдет неизбежно, ведь в прошлом году даже три десятидневные цепочки грузились без особого аншлага», – отмечает Александр Мусихин, директор по туризму компании «Ривьера». «Горение часто связано не с переизбытком перевозки, а с недостаточным качеством предлагаемого турпродукта. Емкость же пермского рынка позволяет принять еще больше игроков», – не соглашается с пессимистичными прогнозами Анна Подгорная.
Эксперты подчеркивают: в Перми еще только начинается серьезная борьба между крупными турфирмами за передел сфер влияния на массовых направлениях. Как же это противостояние отражается на деятельности местных компаний? «Активизация «федералов» позволяет нам расширить ассортимент, ведь наряду с собственной туроператорской деятельностью все мы выступаем в качестве их агентов», – отмечает Вера Коробкина, руководитель пермской «Финист Трэвел». Вместе с тем, по оценкам экспертов, за региональными игроками остается до 10–15% совокупного предложения турпродукта в основном за счет стран, на которые пока не в полной мере распространяются аппетиты столичных ТО – Европы и ОАЭ. Однако сами пермяки понимают: вряд ли такое положение продлится долго – москвичи не остановят свою экспансию, поделив рынок поточных направлений. Подтверждением тому – планы «Натали Турс» внедрить Эмираты на местном рынке. О чартерной цепочке речь пока не идет, но уже известно, что в декабре-январе оператор ставит туда из Перми два рейса.
Новосибирск: а что скажет авиакомпания?
«Туристический мир Новосибирска расстроен: авиакомпания лишила наших путешественников разнообразия предложений – в этом зимнем сезоне не будет рейсов в Куала-Лумпур, Сингапур, на Бали, Гоа, Филиппины. У перевозчика не хватает воздушных судов, так что придется довольствоваться лишь Таиландом и новой чартерной цепочкой на китайский остров Хайнань», – сетует Людмила Романова, директор новосибирской «Полярной звезды». О какой авиакомпании идет речь – вопрос риторический. Вот уже много лет всю перевозку из региона контролирует S7. Она же выполняет регулирующую функцию на местном рынке – заказчиком большинства рей-сов выступает аффилированная с ней структура – S7 Tour, которая в свою очередь продает блоки мест другим операторам. При этом существуют негласные квоты – иногородним «варягам», среди которых «Натали Турс», КАПИТАЛ ТУР, «Ривьера», TEZ TOUR – не более 25% кресел на всех, остальные места распределяются между новосибирскими турфирмами. Пожалуй, в качестве единственного исключения из правила заказчиком короткой чартерной цепочки на Шарм-эль-Шейх было позволено выступить питерской «Ривьере». Кстати, все туры в Египет были проданы еще в октябре. «О горении и речи не шло, для Новосибирска характерна другая проблема – дефицит перевозки», – комментирует Александр Мусихин.
Однако Египет – не самое массовое для города направление. Наибольшей популярностью здесь традиционно пользуется Таиланд. Перелеты в который на старте сезона а/к презентовала щедро: если прошлой зимой, по данным S7, в Бангкок и У-Тапао было отправлено 10 000 пассажиров, то на нынешнюю было заявлено около 16 000. Впрочем, уже в середине ноября эти планы были скорректированы – первоначально заявленный объем перевозки уменьшен, по крайней мере, до новогодних праздников на 22%. Спрос на направлении оказался меньше ожидаемого.
Что же касается монополии S7 на рейсы из региона, у туроператоров разные взгляды. «Попытки привлечь в Новосибирск альтернативного перевозчика успеха не имеют – никто особенно и не хочет побороться за наше небо», – утверждает Олег Тимохин, директор новосибирского «Гранд тур». «Пожалуй, это единственный город в России, из которого летает только одна авиакомпания, и, думаю, дело здесь не в отсутствии интереса перевозчиков к региону. Неужели те же Пермь или Тюмень более привлекательны для них, чем двухмиллионный Новосибирск?», – возражает эксперт, пожелавший остаться неназванным. «Убеждена – рано или поздно этот дисбаланс исчезнет», – уверена Татьяна Сергеева. И действительно, по неподтвержденным сведениям, уже ведутся переговоры между S7 и «Трансаэро» о допуске последней в воздух региона. Пока же путешественникам, желающим разнообразных предложений и приемлемых цен, по-прежнему приходится отправляться в туры через Москву или другие города.