Что задумал владелец «Северстали» в альянсе с TUI, и кого купит Thomas Cook
Под конец года появились сразу две инвестиционные новости: приобретение 3,02% акций TUI Алексеем Мордашовым, владельцем «Северстали», и активизация Thomas Cook в России. Этот концерн якобы сделал предложение о покупке нескольким интересующим его компаниям («Натали Турс», КАПИТАЛ ТУР, «Интурист»).
Официальная информация, как всегда, скупа: сделку Мордашова и TUI источники «Северстали» вообще не стали комментировать, назвав ее «частными инвестициями», а Thomas Cook подтвердил лишь сам факт переговоров с туроператорами.
Таким образом, остается руководствоваться версиями экспертов. Проявления встречного интереса российского бизнеса и западных турконцернов сейчас закономерны. Наш рынок обладает хорошим потенциалом для роста, а у европейских гигантов есть то, чего нам для этого самого роста не хватает – авиационный актив (если говорить о TUI, это почти 120 самолетов в эксплуатации). Обращаясь к недавним сделкам, уместно вспомнить продажу UTE Megapolus group швейцарскому концерну Kuoni. Среди основных факторов, повлиявших на его решение, президент UTE Эдуард Кузнецов называл именно необходимость развивать собственную авиаперевозку, что невозможно сделать без помощи с Запада. Момент сейчас подходящий. В Европе аффилированные перевозчики перестают быть «хорошим» активом для турконцернов, поскольку вынуждены сильно конкурировать с лоукостерами. Тогда как в России, где львиная доля чартерного рынка приходится на две авиакомпании, наличие собственного парка «иномарок» могло бы стать для оператора большим плюсом.
Теперь о том, при чем тут «кузнец». Комментируя сделку владельца «Северстали» и TUI, Александр Комарницкий, владелец «Туральянс-Холдинг» («Куда.ру» и МГП), предположил, что, вступив в партнерство с местным олигархом, европейский концерн хочет вновь пойти на штурм российского рынка. Действительно, после долгих переговоров, три года назад увенчавшихся образованием совместного предприятия с «Мостравел», активность TUI в России поубавилась. Нет ни пресс-конференций, ни победных реляций о достигнутых успехах. Видимо, это объясняется переменами в самом концерне. В 2006 г. ведение дел в России, которым занималось центральноевропейское отделение TUI, перепоручили североевропейскому. Как отметила газета «Коммерсантъ», по итогам девяти месяцев 2007 г. этот дивизион стал единственным, показавшим падение оборота – 3,76 млрд против 3,89 млрд евро годом ранее. Так что финансовое участие олигарха весьма кстати. Самому же Мордашову, по мнению Дмитрия Шевченко, генерального директора ICS Travel Group, партнерство с крупным концерном, имеющим виды на растущий рынок выездного туризма в России, интересно как форма диверсификации бизнеса.
Правда, в центральной прессе обсуждалась и другая версия. Мотивы для покупки акций TUI Алексеем Мордашовым могут не иметь ничего общего с туризмом. Известно, например, что весной этого года предприниматель приобрел сразу две компании, связанные с обработкой грузов в порту Санкт-Петербурга. А транспортный дивизион TUI (Hapag Lloyd) занимает пятое место в мире по морским контейнерным перевозкам и показывает хорошие финансовые результаты.
Что же касается планов Thomas Cook, то его действия, по мнению экспертов, пока носят разведывательный характер. «Скорее всего, в ближайшие два-три года реальные инвестиции в Россию не потекут. Но на месте крупных западных брендов я бы не стал ждать, пока здесь произойдет сильная структуризация рынка. Правильнее договориться со стратегическим партнером уже сейчас, потому что в дальнейшем такая покупка обойдется дороже. Тот же «Интурист» в этом плане хорошо подходит западным инвесторам: помимо финансов он обладает сильным административным ресурсом, что в России не менее важно. Поэтому – размышляя как иностранец – я бы попытался не дать ему развиваться самостоятельно, иначе в будущем он создаст на рынке реальную конкуренцию», – считает Владимир Воробьев, президент «Натали Турс».