Крымские туроператоры рассказали, чем обернулось для них присоединение к России
Скажите честно, пошло ли во благо вашему бизнесу присоединение Крыма к России? С таким вопросом мы обратились к владельцам местных турфирм. После некоторых раздумий они назвали и бонусы, и минусы.
Начнём с хорошего, потому что именно на этом всё-таки выгодно акцентировать внимание. А плохое – оно всегда приложится и бросится в глаза само.
Большие бонусы
Итак, первый важный бонус: туристическая активность в Крыму теперь не ограничивается летними месяцами – временные границы сезона расширились. Многие люди в межсезонье едут лечиться, правда, в основном за счёт своих организаций и государственного бюджета. Так что этот поток проходит по большей части мимо турфирм. Зато им достаются клиенты, приезжающие посмотреть местные достопримечательности, и они тоже активны почти круглый год.
Подъём экскурсионного туризма – отдельный пункт в графе бонусов. При украинской власти спрос на познавательные поездки был достаточно вялым. Их заказывали в 90 % случаев россияне, а подавляющее большинство туристов (до 70 %) составляли граждане Украины. Теперь же, когда в Крым едут по большей части наши соотечественники, продажи экскурсий растут. Причём рентабельность в этой сфере выше, чем в пляжном туризме. Например, туроператору «Кандагар» экскурсионка дает 30 % турпотока и 50 % доходности (раньше было 10 и 20 % соответственно).
Также стал развиваться корпоративный туризм – из экономических или идейных соображений многие организаторы семинаров и конференций теперь переориентируются с выездных направлений на Крым. И даже когда они обращаются напрямую в объекты размещения, то привлекают местных туроператоров для транспортного и экскурсионного обслуживания.
Очень большой плюс: крымские туроператоры получили возможность формировать партнёрскую сеть по всей России и, таким образом, получать клиентуру из разных регионов. Всё благодаря тому, что развивается авиасообщение: раньше аэропорт Симферополя принимал рейсы максимум из 5 городов РФ, теперь – из 58. Приезжают туристы с Урала, Дальнего Востока, других удалённых регионов, откуда путь по железной дороге был слишком долгим.
В целом повысилось качество клиентуры, считают крымские туроператоры. Меньше стало «дикарей», выбиравших проживание в частном секторе, который живёт вне правового поля. При этом загрузка организованных средств размещения (такой термин здесь в ходу) заметно увеличилась и стала более прогнозируемой.
А что у нас плохого?
В Крыму практически исчез выездной туризм. Получить иностранную визу местные жители могут только посредством махинаций – через Киев, если сохранился украинский паспорт. Впрочем, даже если бы не это, спрос всё равно был бы минимальным из-за общего снижения покупательной способности на фоне роста курсов валют. Ведь на безвизовых направлениях активность тоже почти сошла на нет. Турфирмы, которые раньше зарабатывали в сфере аутгоинга, массово закрываются.
Самой главной проблемой для туроператоров, которые занимаются приёмом в Крыму, стал жёсткий прессинг со стороны крупных конкурентов федерального масштаба. «Сломали рынок, уронили рентабельность в пляжном туризме, нам мешают зарабатывать, и сами, наверное, в минусах», – комментируют местные предприниматели. Понимая, впрочем, что так обычно и бывает, когда многопрофильные поточные туроператоры осваивают новые рынки. Только считанным единицам из местных удалось вступить в альянс с «варягами» – например, «Тур-Этно» теперь принимает клиентуру «Интуриста». Большинство же находится в поиске эффективных приёмов против ценового лома, традиционного оружия пришельцев.
Минус для всех: в регионе сузился номерной фонд. Многие ведомственные гостиницы были переданы на баланс Крыма, а там нет денег, чтобы реновировать их, привести в соответствие с российскими требованиями. Банальный пример: МЧС требует от санатория установить новую пожарную сигнализацию, а где найти на это 2 млн рублей? Проще закрыться.
Больше повезло тем санаториям и пансионатам, которые перешли на баланс мощных российских госструктур, – например, Минобороны, МВД, ФСБ. Но многие из этих объектов размещения теперь недосягаемы для турфирм. При Украине они выделяли определённые квоты для коммерческого рынка, а теперь полностью загружаются по ведомственной линии. Среди них, в частности, «Черноморье», «Алупкинский», «Крым», «Феодосийский». Кстати, отдыхающие, которые приезжают не на свои деньги, практически ничего сами не тратят на месте. Это не клиент, а потребитель, он не вкладывает в инфраструктуру региона, говорят крымские туроператоры.
Ещё один факт – весьма показательный: при переходе в российскую юрисдикцию предприниматели Крыма стали гораздо больше тратить на сопровождение бизнеса. Например, в компании «Ласпи» штат бухгалтеров увеличился в два раза: отчётность в России гораздо более сложная, чем на Украине. Да и весь документооборот тоже. Плюс к тому – Роспотребнадзор, экологический надзор, пожарный надзор, ФМС… «Теперь мы понимаем, что раньше у нас была настоящая вольница», – говорят владельцы турфирм.
…
Итак, мы перечислили пять плюсов, пять минусов. Что в итоге? Ноль? Нет, всё-таки плюс. Во всяком случае, так считают опрошенные нами предприниматели Крыма. Потому что бизнес продолжается. И, однако, развивается. А это для них возможно именно в российской юрисдикции.